109,6K подписчиков

Как на севере появлялись новые деревни, в том числе наша, где мы живем

529 прочитали

Прочитала, что на Руси у крестьян были разные виды поселений, ни один из этих типов не плох и не хорош, каждый имеет свой смысл, исходя из тех условий, в которых оказывались первопоселенцы, а также, конечно, от особенностей ландшафта.

Это скученное, гнездовое и разбросанно-хуторское поселение.

На Русском Севере чаще встречается гнездовой тип, когда деревни и сёла располагаются не в одиночку, а группами. Их еще называют "кустами деревень".

Наше село в Вологодской области, это как раз куст деревень.

Одна из деревень, входящих в куст (который впоследствии стал селом)
Одна из деревень, входящих в куст (который впоследствии стал селом)

Возникал он, как я представляю, так:

Сначала у реки, в местах, где имеются хорошие луга для скота, и можно разрабатывать землю, тут и там, на расстоянии друг от друга в километр, у кого-то, быть может, и больше, а у кого-то меньше, возникло несколько домов, каждый при своем пастбище, своей земле.

Кстати, даже имена некоторых их жителей известны. Согласно Писцовой книге в 1563 году здесь жили и платили налоги государству за использование земли и пастбищ: Ондрейко Васильев, Фомка Климов, Куземка Чюрак, Лобанко Дмитров, Зуй Филипов, Иванко Олферов Пирог и так далее.

К середине 16 века поселение состояло уже из 18 деревень, каждая со своим названием (Фудякова, Давыдова, Матвеева, Конец, Низ и т.п.). Но понятие "деревня" не означает, что в ней было много людей, поначалу это могло быть и 2-3 дома.

Как вообще формировались эти деревни.

Я представляю так, что изначально это просто была одна семья с одним домом, которая постепенно разрасталась. У людей рождались дети, каждый сын приводил откуда-нибудь жену, свои дома они строили неподалеку от родительских и так постепенно из одного дома возникала целая деревенька.

Затем, когда места переставало хватать, внуки отделялись и строили дом между родительским и соседским поселением, но тоже недалеко от реки. В итоге со временем дома становились все ближе и ближе друг к другу, но при этом сохранялась какая-то обособленность. То есть получалось большое сельское поселение, в котором сохранялось 10, 15, даже иногда и 40 небольших деревенек, каждая со своим названием.

К концу 19 века в деревне, к которой относился наш дом, было 7 дворов, в которых жило 43 человека. Но были в "кусте" деревни, в которых располагалось и 14 дворов, в которых жило 107 человек. Всего было около 20 деревень в составе "куста", то есть общего сельского поселения. Не считала, сколько было всего жителей, но явно несколько сотен, а то и более тысячи.

О том, что село (куст деревень) это родственное расселение, может говорить то, что тут всего несколько фамилий, которые распространены среди множества жителей. И всего несколько типажей. То есть буквально, будто есть несколько родственных групп с похожей внешностью. Конечно, со временем они размывались, перемешивались, но все равно вот эти типажи очень явные.

Вот пример жителей одного северного поселения, просто для иллюстрации:

Северные типажи. Фотографии из архива Ивана Александровича Кулижского, фотографа любителя, фронтовика, из д. Никитинская (Матегоры), у реки Выя. В 19 веке относилась к Сольвычегодскому уезду Вологодской губернии. Сейчас это Архангельская область, Верхнетоемский округ.
Северные типажи. Фотографии из архива Ивана Александровича Кулижского, фотографа любителя, фронтовика, из д. Никитинская (Матегоры), у реки Выя. В 19 веке относилась к Сольвычегодскому уезду Вологодской губернии. Сейчас это Архангельская область, Верхнетоемский округ.
Северные типажи. Фотографии из архива Ивана Александровича Кулижского, фотографа любителя, фронтовика, из д. Никитинская (Матегоры), у реки Выя. В 19 веке относилась к Сольвычегодскому уезду Вологодской губернии. Сейчас это Архангельская область, Верхнетоемский округ.
Северные типажи. Фотографии из архива Ивана Александровича Кулижского, фотографа любителя, фронтовика, из д. Никитинская (Матегоры), у реки Выя. В 19 веке относилась к Сольвычегодскому уезду Вологодской губернии. Сейчас это Архангельская область, Верхнетоемский округ.

На тему формирования таких родственных поселений мне попадалась любопытная публикация, я ее тут процитирую, она небольшая.

"При разрастании семьи хозяин принимал решение об отделении женатых сыновей.

Первым выделяли старшего брата с семьей. Отец вместе с остальными членами семьи строил ему дом и отдавал небольшую часть земли. Об этом достаточно убедительно говорит текст, обнаруженный в образцах вепсской речи, записанных лингвистами:

«Старик строил дом наготово, когда [надо было] отделять сына. Кто старший, [того] надо отделить. Младшие еще вместе ('с самыми') живут, а старшему все вместе строят дом наготово» (южные вепсы).

По мере разрастания семьи в дальнейшем могли выделяться и другие сыновья, за исключением младшего. У вепсов соблюдался обычай минората, по которому родители обычно оставались жить вместе с младшим сыном, получавшим от них в наследство дом и становившимся их кормильцем в старости. Эта стадия в развитии вепсской большой семьи нашла отражение в южновепсском термине söt'ilaps» (sötä «кормилец»+ laps» «ребенок»), которым назывался младший сын в семье, содержащий родителей.

Молодая семья, отделившись от родительской, строилась либо в своей же деревне рядом с отцовским домом, либо на новом месте в некотором отдалении, давая тем самым начало новой деревне. Границы такой деревни в результате дальнейших выделов большой семьи, как правило, очерчивали группу семей, объединенных родственными отношениями и представляющую патронимию. Деревня получала название, в основе которого лежала фамилия родственных семей.

Например, в Шокшинское гнездо входили деревни под названиями Bušakohn»e (Бушаковская по фамилии жителей Бушаковых), Görč (Герч по фамилии жителейГерчиных), Pinč (Пинжаковская по фамилии жителей Пинжаковых), Vasilišt (Васильевская по фамилии жителей Васильевых), Voinikišt (Войникишт по фамилии жителей Войниковых).

Как отмечает И. И. Муллонен, образование названий деревень (ойконимов) происходило в результате присоединения к антропонимам собирательных (-išt, -veh) или множественных (-d) суффиксов, выполняющих своеобразную объединительную функцию и указывающих на родство деревенских жителей. Например, названия деревень Mišukveh (Мишуковы), Zinkveh (Зинковы), составляющие поселение Другая Река, или д. Habukad (Габуковы, русск. Ястребовы), входящая в Шёлтозеро Прионежского р-на Республики Карелия."

Источник:
https://vk.com/wall-192783_50886


Получается, что куст деревень это по сути родственное расселение, при котором отдельные поселения назывались от имени или прозвища их основателя. Также новая деревня в кусте возникать могла, когда сын отделялся от отца, и создавал своё собственное поселение.

Прочитала, что на Руси у крестьян были разные виды поселений, ни один из этих типов не плох и не хорош, каждый имеет свой смысл, исходя из тех условий, в которых оказывались первопоселенцы, а также,-4