Когда я читал документы и публикации на эту тему, то от ужаса пребывал в каком-то сумбуре мыслей. Неужели советское правительство смогло допустить каннибализм в своей стране? Этот кошмарный эксперимент оказался настолько потрясающим в самом плохом смысле слова, что дальше просто некуда. Современные хорроры на телеэкранах, как сейчас бы сказали, молча стоят в сторонке…
Но в нашем случае это не фантастика: события действительно произошли в 1933 году в Советском Союзе. Тогда около 6 тысяч человек переправили на небольшой островок, не дав даже элементарных средств к существованию: ни продуктов, ни жилья, ни инструментов у людей просто не было.
Остров Назино стал не только местом заключения, но и местом ужасной гибели. Попавшие туда столкнулись с болезнями, голодом, и каждый из них рисковал быть съеденным… заживо.
Нет паспорта – в Сибирь
Введение паспортной системы в Советском Союзе началось в 1930-х годах. Отделы Паспортно-визовой службы отвечали за очистку городов от "асоциальных элементов". Многие люди были задержаны без наличия паспорта и отправлены в спецпоселения.
Власти обосновывали это разработкой по заселению Сибири, предложенной Генрихом Ягодой и одобренной Сталиным. В течение 5 лет собирались увеличить население Сибири до пяти млн. чел. Планировалось перевезти туда около двух млн. человек в 1933 году. И начались в городах массовые облавы, людей задерживали без разбора даже при наличии документов.
Сотрудники Паспортно-визовой службы не проверяли личности и обстоятельства, а просто сажали в поезда и отправляли в Сибирь, где уже на местах разбирались в ситуации. Но даже при этом не проявлялось особого интереса к личностным данным ссыльных.
Жертвами облав становились и приличные люди. Были студенты, рабочие и даже дети. Как-то местная жительница Феофила, у которой часто останавливались ссыльные, спросила у одного из парней, как же он попал в Сибирь:
«Учился в университете в Москве. В выходных, не взяв документов, пошел в гости к тете-москвичке. Дошел до ее двери, постучался, но не успела тетка открыть, как меня схватили. Я был арестован как человек без паспорта».
Несправедливостей было очень много: одного арестовали, когда он ехал по путевке на лечение в столицу, другой побежал в магазин за сигаретами, третий вышел во двор подышать свежим воздухом и т.д. Среди поселенцев Назино были и женщины, в том числе беременные.
Плохо было то, что вместе с нарушителями паспортного режима и случайными прохожими в Сибирскую тайгу поехали уголовники. Когда началась битва за выживание, это сыграло ключевую роль.
«Пусть пасутся»
В мае 1933 года два эшелона прибыли в Сибирь. На штрафной Александро-Ваховской комендатуре не ждали прибытия переселенцев. У чиновников комендатуры не было продовольствия и жилья для этих людей – про это они сообщили в телеграмме. На что им ответили из Новосибирска:
«Три тысячи отбыли в ваше распоряжение. Через неделю встречайте еще три».
В Александровском решили отправить зэков на маленький остров на Оби, там, где в нее впадает речка Назинская. Лагеря нет, как содержать-то? Остров же находится посреди реки, сбежать с него невозможно – расстояние до берегов больше километра. Кто-то из местных руководителей цинично заметил, как зеки будут там питаться: «Пусть пасутся».
Без еды
До Назинского острова доехали не все. Первые смерти случились во время переправы на барже. Не хватало места – все стояли в куче, а рецидивисты отбирали у обычных граждан последнюю еду. Из барж вытащили 40 тел -люди просто не выдержали. Их свалили в кучу, решив закопать потом. Но 8 человек все же пришли в себя.
Людям, задержанным во время облав, не давали собирать вещи. Они очутились на острове в весенней одежде, некоторые были вообще босиком. Был еще май, ночь была очень холодной. У людей убежища не было: они хотели есть, мерзли. Были те, кто жег костры –были случаи, когда люди засыпали и падали прям в огонь – они погибли потом от ожогов и отсутствия мед. помощи.
Только на 4-й или 5-й день перевезли на остров продукты. И все эти дни люди «паслись» в буквальном смысле - ели гнилушки, мох, траву. В первый завоз раздавали ржаную муку, ссыльные должны были сами приготовить выпечку. Но изголодавшиеся переселенцы, не в силах ждать, бегали к реке и разводили «болтушки». Некоторые второпях ели сухую муку, давились и были такие, кто погиб от удушья. Посуду не выдали – муку набирали в шапки, в рукава и штанины. А «болтушка» из речной воды и муки последнего сорта, вызывала лишь заворот кишок.
На 6 тысяч человек поставили 3 палатки для больных. И еще одну, в которой раздавали скудное питание: 500 г. хлеба, 32 г. крупы, щепотки соли и 13 г. сахара. Но потом снова оставили муку. Но посуды для приготовления пищи ссыльным так и не привезли.
Каннибализм
Заключенные выживали при отсутствии обеспечения и пищи. Все это было еще страшнее при суровой погоде Сибири и большого числа кровососущих насекомых – это все же тайга. Длительный переезд истощил переселенцев, и многие заболели сыпным тифом.
Людей поделили на бригады, и «бригадиры» приходили в палатку за общей пайкой. Но скудное питание оказывалось в руках уголовников. Преступники стали делить территорию острова на «сферы влияния» и забирать «трофеи». Они вели настоящую охоту на остальных переселенцев, отбирая одежду, питание, даже выдергивая золотые коронки. За золотой зуб охранники выдавали газетные листы на самокрутки и коробок спичек, а на два зуба или пальто – полбулки хлеба или пачку махорки.
Умерших сначала хоронили, но позже стало не до этого. А потом дошло и до поедания человеческого мяса. Сначала редко, но через пару месяцев каннибализм принял угрожающие размеры. Руководство боялось появляться на острове – они все это знали, но пустили на самотек. В день умирали по 50-70 человек.
Сильные уголовники держали в страхе остальных. В документах по этому делу есть стенограмма допроса одного из каннибалов, взятого с поличным:
❗️Дорогие друзья, к сожалению, Дзен ограничивает некоторые публикации пометкой 6+. Если вы хотите читать и смотреть видео без цензуры, то ждём на Телеграмм-канале 👉 https://t.me/zagranyuistorii
Другие свидетельства об острове каннибалов вы найдете в Телеграмм-канале.
Письмо Сталину
Из-за разлагающихся тел ко всем несчастьям переселенцев добавилась дизентерия. Начальство решило эвакуировать более-менее здоровых и сильных. На барже их везли за 100 километров от острова и опять без инструментов и еды высаживали на берег –«осваивать тайгу».
Кошмарный эксперимент продлился 4 месяца – заключенные прибыли на остров в мае, а в августе прошла эвакуация. Из 6000 человек по приблизительным подсчетам выжили 2200. Многие умерли в первые годы «свободы» от последствий перенесенного ими кошмара.
Чиновники из Александровского и Сиблага попытались все замять, чтобы инцидент не выходил за пределы местных партийных органов. Однако вмешался Василий Величко, инструктор Нарымского окружного комитета партии.
В июле 1933 года он стал расследовать, почему чиновники на маленьком острове поселили много людей. Величко опрашивал причастных к организации лагеря смертников, и записывал показания местных жителей. Инструктор написал подробный доклад и отправил по трем адресатам, в том числе И. В. Сталину.
В сентябре вопрос подняли на заседании Политбюро. Комиссия чиновников поехала в Сибирь разбираться. Информация от Величко полностью подтвердилась. Но результаты расследования засекретили, а программу массовой депортации на освоение Сибири свернули, с пометкой «эксперимент опасный и асоциальный».
Сейчас же люди, живущие в селе Назино стараются хранить память об этой жуткой трагедии. На пожертвования построили церковь памяти невинных жертв лагерей. В наше время злосчастный остров заливают воды Оби, может быть, скоро он исчезнет. Но в памяти людской Назинский эксперимент останется навсегда…