Найти в Дзене

Оценка профессиональных рисков 2025: как провести, выявить опасности и разработать документы

Порядок проведения и оформления оценки профессионального риска на рабочих местах Оценка профессиональных рисков на рабочих местах – это базовый процесс системы управления охраной труда, не менее важный, чем процедура специальной оценки условий труда. В статье разберем как организовать и провести оценку профрисков, какой метод оценки использовать и как заполнить карту профрисков. Тема очень большая и в одной статье, к сожалению, в подробностях не разберешь, поэтому ниже есть комментарии, задавайте там вопросы, будем вместе их разбирать. Тема профрисков относительно новая и если кто-то думает, что он еще успеет сделать в будущем году, то лучше не затягивать, потому как проверки в этой области уже начались. Если профриски уже внедрены и в этом направлении все работает как полагается, это говорит о том, что работодатель стремится к сокращению травматизма и как следствие, заботится о своих сотрудниках. Определение понятий по профрискам есть в ст. 209 ТК РФ, а ст. 218 полностью посвящена об
Оглавление
Порядок проведения и оформления оценки профессионального риска на рабочих местах
Порядок проведения и оформления оценки профессионального риска на рабочих местах

Оценка профессиональных рисков на рабочих местах – это базовый процесс системы управления охраной труда, не менее важный, чем процедура специальной оценки условий труда.

В статье разберем как организовать и провести оценку профрисков, какой метод оценки использовать и как заполнить карту профрисков. Тема очень большая и в одной статье, к сожалению, в подробностях не разберешь, поэтому ниже есть комментарии, задавайте там вопросы, будем вместе их разбирать.

Тема профрисков относительно новая и если кто-то думает, что он еще успеет сделать в будущем году, то лучше не затягивать, потому как проверки в этой области уже начались.

Если профриски уже внедрены и в этом направлении все работает как полагается, это говорит о том, что работодатель стремится к сокращению травматизма и как следствие, заботится о своих сотрудниках.

Определение понятий по профрискам есть в ст. 209 ТК РФ, а ст. 218 полностью посвящена обязанности работодателя проводить оценку профессиональных рисков на рабочих местах.

На сегодняшний день во многих правилах по охране труда уже есть упоминание о необходимости оценки и управления профрисками.

Есть законодательный, но рекомендуемый порядок проведения оценки профрисков:

  1. Приказ Роструда № 77 "Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда"
  2. Приказ Минтруда России от 28.12.2021 N 926 "Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков".
  3. Приказ Минтруда России от 31.01.2022 N 36 "Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей".

И документом, который устанавливает основные требования к оценке профрисков, является действующий приказ Минтруда № 776н.

Оценку профрисков должен проводить каждый работодатель и исключений ни в одном нормативном акте нет. Причем оценку нужно провести перед вводом в эксплуатацию производственных объектов или вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ).

Провести оценку профрисков можно силами организации, вернее своих специалистов, которые смогут разобраться в таком вопросе, а можно привлечь экспертную организацию. В данный момент не существует реестра организаций, имеющих право проводить оценку профрисков и лицензирование также не требуется.

Периодичности в оценке профессиональных рисков (ОПР) не существует, так как это процесс цикличный.

Например, вы провели ОПР на рабочем месте грузчика, все опасности выявили, проанализировали, некие опасности устранили или минимизировали, но через некоторое время появляется в его работе автопогрузчик и вот на этом этапе опять нужно произвести переоценку, так как появляются новые опасности.

Порядок оценки профессиональных рисков сейчас уже установлен Приказом Минтруда № 776н (п.5):

  1. Выявление опасностей.
  2. Оценка уровней профессиональных рисков.
  3. Снижение уровней профессиональных рисков.

Главное – регулярно выявлять опасности, определять их уровень и работать над снижением. Инспектор, когда вас посетит, будет следовать следующей схеме проверки:

  1. Управление профессиональными рисками.
  2. Наличие и соответствие процедуры идентификации опасностей.
  3. Наличие и соответствие процедуры оценки рисков.
  4. План мероприятий по управлению рисками.
  5. Оценка возможностей устранения риска.
  6. Принятые меры по исключению или снижению риска.

Ответственность работодателя в случае непроведения оценки рисков на основании статьи 5.27.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 2000 до 5000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 2000 до 5000 рублей;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 80 000 рублей.

То есть, отсутствие ОПР – это правонарушение, и все работодатели должны ее проводить, оценивать и документально оформлять.

Методики для оценки профессиональных рисков

В п.22 Приказа Минтруда РФ от 29.10.2021 N 776н рекомендовано выбирать метод оценки в соответствии с характером своей деятельности. Не возбраняется применять несколько методов, если этого требует деятельность.

По началу было много способов оценки, в том числе, и авторские, но Минтруд решил навести порядок и утвердил рекомендации по выбору методов оценки уровней профрисков и по снижению уровней таких рисков приказом от 28.12.2021 г. N 926. Всего их 15.

Свела всю эту информацию в таблицу для наглядности.

Перечень рекомендованных методов проведения оценки профессиональных рисков на рабочих местах
Перечень рекомендованных методов проведения оценки профессиональных рисков на рабочих местах

Чтобы понять, какой метод подходит вашей организации, нужно в первую очередь ориентироваться на процессы производства, наличие или отсутствие оборудования и какие травмы на нем могут быть получены, наличие ВиОПФ, а также, что немаловажно, метод должен быть понятен прежде всего тем, кто его будет применять.

Для того чтобы пользоваться более сложными методами оценки, рекомендуется пройти курс повышения квалификации (п. 23 Приказ № 926).

На практике чаще всего применяются следующие методы: метод Файна – Кинни, матричный, Элмери, чек-листа и “Дерево причин”. Не все из этих методов есть в приказе Минтруда № 926, но применять их по прежнему допустимо, так как данный приказ - рекомендация Минтруда.

У каждого метода есть как положительные стороны, так и отрицательные.

Наша команда остановилась на применении матричного метода, так как он подходит практически всем, удобен и понятен в дальнейшем для самостоятельного применения организацией.

>>> Обучение, профессиональная переподготовка и повышение квалификации качественно в учебном центре "Сфера безопасности", обращайтесь.

Порядок проведения оценки профрисков

Если организация приняла решение о самостоятельной оценке рисков, то, в первую очередь, нужно разработать последовательность, что и как должно быть сделано и какими способами, с чего начать и чем закончить.

Для начала разработайте положение, в котором четко и понятно будет расписан алгоритм проведения ОПР, укажите термины, цели, а также метод, с помощью которого собираетесь проводить ОПР, также распределите обязанности между ответственными и приложите в конце образцы документов для ясности.

Далее нужно подготовить приказ о создании комиссии по ОПР. Он нужен, чтобы специалист по охране труда не один этим всем занимался, работы очень много, она объемная, и привлекаться к этому делу должны и другие специалисты, так как «один и у каши пропал».

Состав комиссии должен быть нечетным, подготовка для них не требуется. Единственное, что эти специалисты должны быть хоть как-то компетентны, иметь практический опыт и знания, иметь представление о технологическом процессе (п.23 Приказа № 926). Не стоит включать главбуха, экономиста или специалиста отдела кадров, это будет малоэффективным действом.

В статье 224 ТК РФ указано, что члены комиссии (комитета) по охране труда участвуют в оценке профессиональных рисков, поэтому их также включаем.

Образец оформления приказа о создании комиссии по оценке профессиональных рисков на рабочих местах
Образец оформления приказа о создании комиссии по оценке профессиональных рисков на рабочих местах

Далее можно составить график проведения ОПР. Не всем он нужен, да и законодательно не предусмотрен. Но рекомендую большим организациям в целях доказательства того, что работа ведется на случай неожиданной проверки.

Итак, теперь начинается сама процедура ОПР. Условно ее можно разбить на такие этапы:

  1. Сбор исходных данных.
  2. Идентификация опасностей.
  3. Оценка уровней профессиональных рисков.
  4. Разработка мер управления профессиональными рисками.

Во время сбора данных и чтобы никого «не потерять» составляем перечень рабочих мест, в соответствии со штатным расписанием, на которых будем проводить ОПР. Как правило, это все должности на которых есть реально работающие сотрудники, так как опасность есть на абсолютно всех рабочих местах.

Приведу пример опасностей на рабочем месте офисника, который только работает на компьютере:

  • опасность удара из-за падения снега или сосулек с крыши;
  • опасность наезда на человека;
  • опасность удара из-за падения снега или сосулек с крыши;
  • опасность падения из-за потери равновесия при поскальзывании
  • при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам;
  • столкновение с неподвижным предметом или элементом конструкции, оказавшимся на пути следования;
  • опасность обрушения наземных конструкций и так далее, это еще не весь перечень опасностей для обычного, казалось бы, работника.

А для работника, который на производстве, их в разы больше. Только по итогу риск в первом случае будет низкий, а во втором может оказаться и высоким, все зависит от должности и видов выполняемых работ работника.

При сборе данных также необходимо ориентироваться не только на рабочее место и чем занимается работник, но и на другие документы для анализа. Более подробно про них можно посмотреть п. 11 Приказа Минтруда № 36.

При идентификации опасностей следует учитывать тот факт, что работник не только на своем рабочем месте встречается с опасностями, но и при перемещении по цеху, территории, складу, при ликвидации аварий, поездке в командировку и т.д.

То есть, нужно учесть все возможные варианты опасностей, которые воздействуют на здоровье человека и могут оказывать вред, в результате которого человек может получить профзаболевание или травму.

Чтобы было проще, рекомендую воспользоваться анкетированием персонала (приложение№ 4 Приказа Минтруда № 36 от 31.01.2022). Этот документ носит рекомендательный характер и его можно дополнять с учетом особенностей организации.

После того, как все опасности учтены, расчет риска произведен необходимо всю эту информацию свести в реестр опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников (п. 19 Приказа Минтруда № 776н). Опасности нужно расположить, начиная от самых важных (п. 19 Приказа Минтруда № 776н).

Формулировки опасностей можно брать из Приложения № 1 Приказа Минтруда № 776н, добавляя своими вариантами, но на практике используют те, что в приложении.

Образец оформления перечня опасностей на рабочих местах организации
Образец оформления перечня опасностей на рабочих местах организации

Для того чтобы работник мог подробно ознакомиться с опасностями на своем рабочем месте и для проверяющих это было тоже понятно, рекомендуется на каждое рабочее место составить карту профрисков, по аналогии с СОУТ. Об этой обязанности нигде не прописано, но это просто всем удобно.

После составления карт информация собирается в единое целое и вносится в перечень опасностей предприятия.

Как в итоге рассчитать уровень рисков на рабочих местах

Рассматривать оценку уровня профессиональных рисков на рабочих местах будем матричным методом, где риск – это вероятность возникновения опасности + тяжесть последствий.

Простыми словами: насколько возможно то, что что-то произойдет с работником и какие последствия после этого будут.

Например, пожар в здании. Вероятность есть? Да, безусловно. Вопрос только насколько это событие вообще возможно. И если все-таки произойдет пожар, то какие последствия могут быть? Ожоги, травмы, проблемы с дыхательной системой, отравление продуктами горения, летальный исход.

Получается, что если в здании есть сигнализация, система пожаротушения, огнетушители, в порядке электропроводка, электрооборудование и т.д., то вероятность пожара очень мала. А если этого ничего нет, то и вероятность устанавливается высокая. А вот тяжесть последствия высокая в любом случае. Запомним этот пример и двинемся дальше.

Вероятность опасного события оценивается одной из 5-ти категорий:

Вероятность опасного события при проведении оценки профрисков матричным методом
Вероятность опасного события при проведении оценки профрисков матричным методом

И чтобы было понятно, что в этих категориях зашифровано, ниже приведу табличку:

Вероятные причины возникновения опасного события
Вероятные причины возникновения опасного события

И вот на этапе определения вероятности события всегда коллапс в голове. Здесь и нужно комиссией все хорошо обдумать и принять решение вместе, учитывая такие факторы как частоту поломок, аварийные ситуации, несчастные случаи и т.д.

Последствия и их тяжесть также градируются на:

Примерный перечень последствий, если опасное событие произойдет на рабочем месте
Примерный перечень последствий, если опасное событие произойдет на рабочем месте

И вот на этом этапе уже можно определить уровень риска. Как уже говорилось выше, наша команда использует матричный метод, как самый удобный метод и, соответственно, вот эта матрица:

Таблица матрицы определения уровня профессиональных рисков на рабочих местах
Таблица матрицы определения уровня профессиональных рисков на рабочих местах

По одной оси идет тяжесть ущерба для здоровья работника, с другой вероятность того, что событие может произойти, на пересечении определяете уровень этого риска.

Вспоминаем наш пример. Вероятность возьмем низкую (это строка 2), а тяжесть последствий высокую (столбец 4). Пресекаем столбец и строку, получается загадочное С8 (желтый сектор). Что это значит?

В соответствии с данной матрицей также есть категории риска.

  • приемлемый или низкий (величина находится в пределах Н1÷ Н4, обозначенные зеленым цветом);
  • допустимый или средний (величина находится в пределах С5 ÷ С12, обозначенные желтым цветом);
  • неприемлемый или высокий (величина находится В15 ÷ В25, обозначенные красным цветом).

В нашем примере С8- это допустимый или средний риск. Если риск получается в итоге высокий, то его можно снизить, определив меры по их снижению (Приложение № 1 к Приказа Минтруда № 776н).

Они обычно носят организационный или технический характер, например, при вероятности поражения электрическим током, необходимо наличие защитного заземления, контроль целостности изоляции проводов и исправности электроустановочных изделий, своевременный вывод неисправного оборудования в ремонт.

Нужно выбрать то, что подойдет к конкретной профессии, также работодатель вправе вносить свои меры управления. Но, важно помнить, что все, что вы укажете, обязательно к исполнению.

>>> Обучение, профессиональная переподготовка и повышение квалификации качественно в учебном центре "Сфера безопасности", обращайтесь.

Что должна содержать карта оценки профессиональных рисков на рабочем месте

Карта оценки профрисков является окончательным и наглядным документом, в которой вся информация сведена воедино.

Карта оценки профессиональных рисков может содержать следующие пункты
Карта оценки профессиональных рисков может содержать следующие пункты
Примерный образец оформления карт оценки профессиональных рисков на рабочих местах
Примерный образец оформления карт оценки профессиональных рисков на рабочих местах

Эту форму мы используем нашей командой при оценке профрисков, законом она не регламентируется, поэтому можно сделать под себя любую.

В примере ниже приведена карта для бухгалтера. Попробую на ней объяснить заполнение.

Примерный образец заполнения карты оценки профессионального риска на рабочих местах
Примерный образец заполнения карты оценки профессионального риска на рабочих местах

Строка 010 понятна, а вот строка 020 не всегда.

В столбце 2 указываем все выявленные опасности для данной должности. В столбце 3 указываем, где с этими опасностями встречается работник. Например, комиссия при рассмотрении рабочего места бухгалтера идентифицировала опасность падения при нахождении в санитарно-бытовом помещении и так всем опасностям.

Столбец 4- конкретика, которая указывает, что данная опасность в санитарном помещении это пол.

Некоторые при самостоятельной ОПР пренебрегают такой опасностью для офисных работников как «Опасность ожога из-за контакта с жидкостью, имеющей высокую температуру» или «Опасность ожога из-за контакта с поверхностью, имеющей высокую температуру».

Думают, что это больше относится к производственникам. Но в условиях работы офисного работника есть такой момент как перерывы, когда работник идет пить чай, кофе, прежде вскипятив воду. Так вот, эти опасности как прикосновение к горячей поверхности чайника или ожог от кипятка не исключены.

Так и рассматриваем каждую опасность, не исключая даже мелочей.

Далее в карте нужно указать меры управления рисками, то есть, как вы с этими опасностями будете бороться. Есть как технические меры, так и организационные.

Не забудьте НПА также указать в картах и по образу и подобию карт СОУТ внесите строки для подписи членов комиссии и работников для ознакомления.

Основное в этой статье мы рассмотрели, более обширную информацию давайте разбирать в комментариях.

В заключение хочу сказать, что оценка рисков процедура сложная и трудоемкая, так как требует много знаний и опыта, времени на изучение нормативки. Ведь все нужно сделать так, чтобы инспектор, придя в организацию, не схватился за голову от увиденного.

На данный момент при проведении проверок есть случаи, когда инспектор не принимает результаты ОПР, так как не учтены явные опасности, меры не отработаны, или вовсе откуда-то скопировали бездумно. Ведь инспектора уже видели не одну папку с оценкой профрисков и сразу заметят все недочеты, неточности и будут, скорее всего, правы.

Поэтому, уважаемые подписчики, выбор за вами, благо его нам дали.

Пишите свои комментарии и вопросы по данному материалу и если понравился, ставьте лайки.

С уважением, практикующий эксперт по охране труда, Воронцова Екатерина.

Читайте также:

СОУТ и оценка профессиональных рисков: в чем отличия

Как провести оценку профессиональных рисков самостоятельно

Главные ЗАБЛУЖДЕНИЯ о профрисках