Найти тему

Франсуа Дюкенуа и забытый шедевр

Святая Сусанна - мраморная скульптура работы Франсуа Дюкенуа для церкви Санта-Мария-ди-Лорето в Риме.
Святая Сусанна - мраморная скульптура работы Франсуа Дюкенуа для церкви Санта-Мария-ди-Лорето в Риме.

Существуют произведения искусства, которые раньше очень превозносились, а теперь они подзабыты.

Святая Сусанна — мраморная скульптура работы Франсуа Дюкенуа. Эта работа является одной из четырех скульптур римских девственниц-мучеников, заказанных Гильдией пекарей для украшения церкви Санта-Мария-ди-Лорето в Риме. Она был завершена в течение четырех лет, с 1629 по 1633 год. Джованни Пьетро Беллори, сравнивал Дюкенуа с Поликлетом. Современные ученые считают статую примером «греческого идеала» Дюкенуа. Греческая манера Дюкенуа позже повлияла на историка искусства Иоганна Иоахима Винкельмана, и через него на движение неоклассицизма.

Санта-Мария-ди-Лорето. Рим
Санта-Мария-ди-Лорето. Рим

Главный алтарь
Главный алтарь
-4

Якоб Буркхардт считал эту скульптуру «лучшей статуей XVII века».

Франсуа Дюкенуа, портрет работы Антониса ван Дейка
Франсуа Дюкенуа, портрет работы Антониса ван Дейка

В 1630-х годах Дюкенуа страдал от подагры, приступов головокружения и депрессии, которые изнуряли его до самой смерти в 1643 году. Беллори сообщает, что при установке металлической пальмы Святой Сусанны у Дюкенуа случился приступ головокружения, он упал с лестницы и чуть не погиб. (Пальма которая должна быть в руке у статуи не дошла до наших дней).

Святая Сусанна - мраморная скульптура работы Франсуа Дюкенуа для церкви Санта-Мария-ди-Лорето в Риме.
Святая Сусанна - мраморная скульптура работы Франсуа Дюкенуа для церкви Санта-Мария-ди-Лорето в Риме.

Форма ее платья представляет собой подражание античным статуям. Святая Сусанна носит тонкую тунику, которая прилегает к ее груди тонкими вертикальными складками, подчеркивая округлую грудь фигуры.

Санта-Сусанна изображалась с мягкими щеками, нежным выражением лица и отстраненным и отведенным взглядом, что еще больше подчеркивает ее скромность. Несмотря на сдержанную прическу святой Сюзанны и ее полные щеки, ее лицо было смоделировано Дюкенуа по чертам Венеры, богини красоты и эротики.

Святая Сусанна Дюкенуа смотрит не вверх, на небо, а вниз, на человечество, указывая рукой вниз на алтарь.

Дюкенуа долгое время прожил в Риме, работал вместе с Джованни Бернини над оформлением интерьера собора Святого Петра, дружил с Пуссеном и Ван Дейком (он написал его портрет), имел много учеников. О популярности скульптуры можно судить по множествам копий сделанных с неё, так одна попала в натюрморт Корнелиса ван дер Меулена

-7

"Натюрморт ванитас с черепом, оплывшей свечой, черепаховым зеркалом, книгой, статуэткой святой Сусанны и колодой карт" 1688; ещё бронзовый бюст "Святая Сусанна" хранится в Музее истории искусств в Вене.

-8

В 17 веке копии статуи были очень редки даже в пределах Рима. Однако в 1736 году Николас Влейгельс, воодушевленный красотой статуи и перспективой отправить ее копию во Францию, где статуя была «заведомо неизвестна», решил попросить Гильдию пекарей вынуть статую из ниши, чтобы сделать с неё гипсовые копии.

В начале 18 века гравюра с статуи сделанная Доменико де Росси помогла первоначально повысить ее известность.

Доменико де Росси
Доменико де Росси

Мраморная копия работы Гийома Кусту была завершена и отправлена в Париж в 1739 году, где она была установлена в Зале древностей Королевской академии живописи и скульптуры в Лувре. Это дало статуе первое международное признание. В течение следующих десятилетий статуя была включена в канон образцовых скульптур практически во всех крупных художественных академиях Европы.

 Гийом Кусту "Святая Сусанна" (копия с статути Дюкенуа) Лувр.
Гийом Кусту "Святая Сусанна" (копия с статути Дюкенуа) Лувр.
В 1763 году испанский скульптор Исидоро Карнисеро сделал уменьшенную копию Святой Сусанны Дюкенуа, которая  хранится в Академии изящных искусств Сан-Фернандо.
В 1763 году испанский скульптор Исидоро Карнисеро сделал уменьшенную копию Святой Сусанны Дюкенуа, которая хранится в Академии изящных искусств Сан-Фернандо.

Франсуа Дюкенуа, бюст Николя Пуссена (возможно), Рим, 1630 г. Музей Боде. Берлин
Франсуа Дюкенуа, бюст Николя Пуссена (возможно), Рим, 1630 г. Музей Боде. Берлин

Позднее Пуссен рекомендовал Дюкенуа кардиналу Ришелье, который предложил ему место при дворе Людовика XIII и положение главы Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Этим планам не было суждено сбыться. Дюкенуа умер по дороге в Париж.

 Дюкенуа "Святая Сусанна",  Люксембургский сад, Париж, Франция.
Дюкенуа "Святая Сусанна", Люксембургский сад, Париж, Франция.

Известный биограф художников эпохи барокко Джан Пьетро Беллори превозносил искусство Дюкенуа за то, что он поднял ваяние до уровня Древнего Рима. Дюкенуа и в самом деле привнёс в барокко многие элементы классицизма, предвосхитившие трактовку классической древности у Винкельмана и Кановы.

Карло Маратта. Портрет Джан Пьетро Беллори
Карло Маратта. Портрет Джан Пьетро Беллори
Святая Сусанна (по Дюкенуа) Джона Чира (Лондон, 1709–1787). Стоурхед, Уилтшир
Святая Сусанна (по Дюкенуа) Джона Чира (Лондон, 1709–1787). Стоурхед, Уилтшир