Все знают, что на коробки передач (МКПП и АКПП) приходятся повышенные нагрузки. И, хотя, механическая трансмиссия отличается большой надежностью и долговечностью, т. к. имеет простую конструкцию по сравнению с автоматической, тем не менее, даже она имеет определенный ресурс прочности, перевалив за который, КПП могут ожидать серьезные поломки, которые неизменно скажутся на ее сроке службы, ну, и на кармане владельца, при дорогостоящем ремонте узла.
Основным симптомом, который сообщает владельцу о надвигающихся проблемах с "механикой" является отчетливо различимый хруст (скрежет).
Такие несвойственные коробке звуки могут появляться как при любых действиях, производимых с КПП (при движении накатом, торможении двигателем, когда тяга от коробки передается на коленчатый вал двигателя), так и при переключении передач (либо какой-то отдельной передачи).
Причины появления хруста при переключении передач могут быть разными, но, чаще обычного, его происхождение связано с ошибками, совершенными новичком-водителем при неправильной эксплуатации "механики". Опытный автолюбитель, как правило, таких ошибок не допустит.
Первая и главная ошибка — это суета и спешка. Когда водитель разгоняется, но еще не до конца выжал сцепление, а уже спешит побыстрее включить передачу. Что происходит с коробкой в данном случае?
А происходит следующее: при поспешном переключении двигатель еще не успел полностью отключиться от коробки, поэтому часть крутящего момента все еще передается на колеса.
Последствия такого переключения дадут о себе знать, во-первых, возможным выходом из строя синхронизаторов в КПП, которые отвечают за бесшумное и плавное переключение передач (синхронное вращение муфты и шестеренки).
Во-вторых, когда изнашивается синхронизатор, то и зубья на шестерне сильно стачиваются, т. к. при включении передач, при неисправном синхронизаторе, начинают втыкаться в муфту. По мере износа шестерни появляются сложности со включением/переключением передач, причем любая манипуляция с "коробкой" приводит к появлению хруста. Переключение "ручки", сопровождаемое хрустом, быстро приведет к тому, что передача станет "вылетать", либо, вовсе включаться/переключаться.
Чтобы исключить подобную ошибку, необходимо взять за правило производить все действия без суеты и спешки, а именно, плавный разгон с максимальным выжимом педали в пол, 1-2сек. ожидание, а затем, плавный перевод "ручки" КПП. Рекомендуемыми оборотами двигателя при переключении передач считаются 2-3тыс.
Ко второй ошибке относится неправильное переключение "механики" на заднюю передачу, особенно, в случаях, когда машина двигалась под уклон, но ее необходимо вывернуть вспять. В этот момент автомобиль накатом продолжает движение вперед, и если до его полного останова произвести переключение передачи, то происходит колоссальная нагрузка с последующим износом узла трансмиссии, включая шестерни задней передачи, диск сцепления, корзины сцепления и др. Также, может банально, произойти обрыв тросика или сбой регулировки сцепления и его начинает "вести", т. е. не полностью разъединять двигатель и коробку в момент выжима педали. Если сбитую регулировку сцепления можно подрегулировать, то при сильном износе сцепления (диска, корзины, шестерней) потребуется накладная замена узла.
Поэтому, включать "заднюю" надо только после полного останова автомобиля, когда не происходит крутящего момента валов (первичного, вторичного и промежуточного). Только так двигатель в паре с коробкой смогут работать продуктивно, правильно и без печальных последствий.
Третьей ошибкой при езде на "механике" является некорректный выбор передачи по отношению к скорости автомобиля. К примеру, машина движется на 4 передаче, водитель чуть сбрасывает скорость и переключает "ручку" на 2 передачу, либо, едет на 1 передаче, а затем разгоняется и переключает сразу на 3 передачу. Вредит ли такое переключение коробке? Однозначно вредит. Поэтому, при наборе скорости надо постепенно переключаться на каждую последующую передачу, при сбросе скорости опытные водители позволяют себе не соблюдать постепенное переключение передач, а новичкам это действие прописано в руководстве по эксплуатации автомобилем. Только научившись не допускать вышеперечисленных ошибок при переключении передач можно сохранить ресурс "механики" на долгие годы. Поставьте «лайк» и подпишитесь на канал «АвтоГараж».