В мире уже имеется успешный опыт запуска беспилотных поездов в подземных системах. Подобные поезда активно курсируют в Дубае и Гонконге. Несколько европейских стран также запустили поезда, которые управляются искусственным интеллектом, однако в кабине все же присутствует машинист, контролирующий работу системы. Председатель комиссии по железнодорожному транспорту в Общественном совете Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Виталий Попов прокомментировал внедрение беспилотных технологий на транспорте.
Председатель комиссии по железнодорожному транспорту в общественном совете Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Виталий Попов:
По моему мнению, внедрение беспилотных технологий на транспорте должно повысить безопасность движения и создать возможность для высвобождения специалистов транспорта и вовлечения их в новые современные и перспективные профессии, которые характеризуются более высоким уровнем комфорта на рабочих местах и уровнем заработной платы.
Считаю, что безопасность движения повысится не только за счет гарантированного соблюдения правил и ограничений, например скорость движения, движение по полосам и показаниям светофоров, но и исключение влияния человеческого фактора на перевозочный процесс. Более того, беспилотные транспортные системы, оборудованные различными датчиками и системами контроля и диагностики, позволяют более эффективно осуществлять надзор и контроль за их техническим состоянием и соответствие требованиям.
Отмечу, что как показывает опыт железнодорожного транспорта, организованное ритмичное движение с применением например, системы Автоведение и движение по энергооптимальным графикам движения поездов при нахождении машиниста в кабине локомотива уже дает ощутимый положительный эффект для транспортной системы. В этой связи переход на следующие уровни автоматизации, в том числе с полным с исключением человека из кабины локомотива, салонов городского наземного и подземного транспорта, речных и морских судов, даст положительный эффект. Здесь хочу отметить, что в области беспилотного движения Российская Федерация находится в числе мировых лидеров.
Стоит только отметить, что на станции Лужская Октябрьской железной дороги еще в 2015 году были отработаны первые технологические решения по управлению маневровым локомотивом без участия человека, а на МЦК Московской железной дороги курсируют электропоезда «Ласточка» №113 и 136 с уровнем автоматизации 3 и 3+, что позволяет им двигаться под управлением систем, использующих техническое зрение и алгоритмы искусственного интеллекта. Хочу отметить, что для электропоезда «Ласточка» был разработан модуль контроля блокировки дверей, который контролирует и предотвращает зажатие пассажира дверьми электропоезда, а также зажатие между створом двери и электропоездом.
Не стоит забывать и о морском транспорте. 20 декабря 2023 года на линию Усть-Луга — Калининград вышел в первый автономный рейс морской паром «Генерал Черняховский».
Безусловно при внедрении новых технологий необходимо уделить внимание подготовке нормативно-правового обеспечения изменений, необходимо подходить к вопросу взвешенно и вдумчиво, не забывая, что внедряемые технологии должны обеспечить заданный уровень безопасности, функциональной, кибербезопасности и т.д.
Говоря о дальнейших перспективах внедрения беспилотных технологий в Российской Федерации хочу отметить, что необходимо проводить работу по созданию импортонезависимых систем с максимальным, где это возможно, применением отечественных решений. Под импортонезависимостью понимаем снижение зависимости от импортных технологий за счет диверсификации поставщиков и производителей, как отечественных, так и иностранных, прежде всего из дружественных стран. Уверен, что в области создания программного обеспечения отечественным специалистам вполне по силам заместить зарубежные решения для технологий с ИИ для беспилотных транспортных систем.
К сожалению в области создания сенсоров, датчиков, вычислительных систем мы пока не можем полностью заместить зарубежных партнеров и конкурировать с ними по стоимости. В то же время убежден, что при соответствующей поддержке и проводимой государственной политике мы сможем решить и эту задачу.
Резюмируя, я уверен, что у беспилотных технологий в нашей стране огромный потенциал внедрения и этот процесс перехода к беспилотным технологиям произойдет достаточно быстро при соответствующей поддержке, и прежде всего в тех видах транспорта, где есть значительная их обособленность, например, подземный и надземный рельсовый транспорт, речные и морские суда.