Как мать прокрастинатор я, с помощью данного блога, хочу воззвать к своей совести и начать задумываться о тот что время не бесконечно. И уже пора учить самостоятельности своего 15-летнего подростка. Вчера ещё было пора. Очень вчера)
Основные мои силы раньше были брошены на академические навыки. Я пыталась всеми силами избежать снижения интеллекта у сына. Я ж отличница краснодипломница, ученье - свет и т.п. Возможно это амбиции и нежелание взглянуть правде в лицо. Всё что он знает это результат многократного повторения, тысячекратного...Педагоги тоже сконцентрированы были на академке, так как это проще, структурированнее. Всеми остальными навыками заниматься труднее. Но они более важны...
Если вы водите ребёнка на дорогостоящие занятия, мой вам совет: требуйте работы с поведением в первую очередь, с навыками контроля, самостоятельности, социализации. Поверьте, даже в школе это намного важнее чем умение читать и писать!
Но сейчас я одумалась. Итак - у меня впереди ,надеюсь, лет 40 и я должна, обязана(!!!) сделать за это время сына максимально самостоятельным в быту.
Поэтому я буду описывать:
1. Какие навыки нужны,по моему мнению, для самостоятельного функционирования внутри дома в будущем
2. Что умеет из этого Матвей на данный момент
3. План обучения на ближайшие 3 месяца.
Сегодня 6 марта, значит 6 июня будет отчёт о проделанной работе) Так как человек я ответственный и всегда выполняю все данные обещания ( кроме тех что обещаю себе) то уверена что выполню всё в срок. Такая вот искусственная внешняя мотивация.
Одно дело присматривать за человеком с особенностями, готовить ему еду, следить за выполнением ежедневной рутины, здоровьем и настроением. И совсем другое полностью ухаживать. Мыть в ванне, вытирать после посещения туалета, кормить с ложечки, одевать и раздевать. Согласитесь? Даже в физическом плане сложно, про моральный молчу.
Мой долг как мамы – научить своего взрослого ребенка самостоятельности в быту по максимуму (ему доступному).
Сегодня напишу про обращение с одеждой. Что Матвей умеет сейчас ---и сразу буду писать ближайшую цель обучения.
1.Умеет раздеваться и одеваться. Требует помочь с носками, если не помочь - отлично справится сам, но носки не должны быть тугими. В идеале – больше по размеру на 1-2 см). Обувается сам, шнурков нигде нет (если есть то это шнурки резинки, которые не нужно развязывать). Молнии, пуговицы, липы – умеет застёгивать и расстёгивать.
---Надевает носки только самостоятельно.
2.Выбирает одежду сам, но не хочет этого делать и требует помощи. Также может одеться не по сезону.
---Выбирает одежду сам. (Убираем одежду не по сезону с полок наверх, в доступе только приемлемые варианты)
3. Когда раздевается, если не проследить – забросит все вещи на общую стойку с верхней одеждой.
---Матвей всегда складывает одежду на свою полку, верхнюю - на общую стойку.
4.Не понимает, когда нужно переодеться – если только не намочился, другого дискомфорта не испытывает. Грязная и чистая одежда – понимает, но признаки должны быть слишком яркие. Я вот думала – учить принюхиваться что ли? – в итоге решила просто создать ритуал – каждое утро переодеться.
---Матвей переодевается самостоятельно каждое утро (После подъёма создаём ритуал переодевания в чистую одежду. 3 месяца, каждый день, до наступления привычки.)
5.У сына нет понятия пижама/одежда домашняя. У него есть 8 (ВОСЕМЬ!) одинаковых костюмов домашних – футболка, шорты и другую одежду он не признаёт.(Привет ОКР)
---Матвей носит новую домашнюю одежду
6.Грязную одежду складывает в специальную корзину после напоминания.
---Самостоятельно складывает, без напоминания.
7. Пользоваться стиральной машиной не умеет. Под присмотром и контролем может развесить бельё после стирки. Не сможет разделить свою одежду и нашу, не разложит её правильно в шкаф.
--- Матвей самостоятельно развешивает бельё после стирки.
--- Сортирует майки, шорты и носки на свои и чужие
8. Гладить утюгом не планирую вообще учить.
Подробнее хочу уточнить как планирую приучать к новой одежде. Дело нелегкое для Матвея. Раньше я могла ночью его одеть в новый костюм и утром он уже носил его как родной. ( У меня это ассоциировалось с тем как курице цыплят чужих ночью подкладывают и утром она их уже своими считает) Сейчас он не уснёт в новом. Что-то пошло не так)
Скажу сразу человек я ленивый, если можно не делать я делать не буду. К сожалению. Живу сохраняя энергию по максимуму) Так появились вот эти одинаковые 8 костюмов. Буквально год назад было как минимум 4 разных, но потом он стал снимать все кроме одного, зелёного. Например: даю ему синий костюм, одевает его. Едва я отвернусь – снимает. Не даю снимать – убегает, снимает. Если бежать за ним – снимет в следующий удобный момент и может так делать бесконечно долго. В итоге одевал грязный зелёный костюм и не давал снять. Купили второй. Потом остальные шесть) А теперь они малы и большего размера нет. Вот тут и наступает момент когда НАДО решать проблему.
У меня был опыт приучения Матвея к одежде. Года в 3. Тогда он отказался дома носить её и бегал голышом. Супервизор написал такой план коррекции.
1. Выбираем одно какое-то самоё любимое поощрение, которое нельзя больше получить ни за какие действия кроме ношения одежды.
2. Высчитываем сколько в данный момент по времени Матвей остается одетым. У нас было 5 минут.
3. Одеваем футболку и шорты. Заводим таймер на 4 минуты. По истечении 4 минут, если Матвей в одежде хвалим – "молодец, ты в одежде"-даём поощрение.
4. Если во время промежутка 4 минуты сын разделся, снова одеваем его (молча, без эмоций) и таймер обнуляется. Снова заводим на 4 минуты.
5. При этом стараемся на время обучения уделять больше внимания ребенку, отвлекать его, развлекать. Чтобы он не зацикливался на том что хочет раздеться.
Только на первый взгляд эта схема простая. На практике я три дня ходила с таймером, хвостиком за ребёнком и остальные домашние дела просто стояли колом. Спасали прогулки длительные и муж)
План по приучению к новой одежде будет не таким жёстким. Я планирую каждый раз, когда мы будем заниматься одевать новую одежду. Во время занятия он не отвлекается и поэтому есть шанс что постепенно увеличится время ношения костюма. Дальше война план покажет)
Я надеюсь, кому-нибудь будет полезна информация.
Могу подробнее рассмотреть какие то проблемы с ношением одежды у вашего ребёнка - чисто дать совет со стороны, возможно сталкивалась уже с таким поведением, пишите в комментариях.