Найти тему
Инвест-Форсайт

Агван Микаелян: Курс рубля вышел на стабильную отметку

Глава Минфина России Антон Силуанов заявил, что текущий курс рубля находится на уровне, который прогнозировали в правительстве — 90 рублей за доллар. «Инвест-Форсайт» поинтересовался у члена совета директоров FinExpertiza Агвана Микаеляна, насколько «стабильна» такая стабильность и чего ожидать от курса в ближайшей перспективе.

   Член совета директоров FinExpertiza Агван Микаелян. Сергей Субботин / РИА Новости
Член совета директоров FinExpertiza Агван Микаелян. Сергей Субботин / РИА Новости

— Итак, министр финансов Антон Силуанов назвал курс в 90 рублей за доллар тем уровнем, который прогнозировали в правительстве. Соответствие прогнозу — это стабильность. Это хорошо? Для экономики, для бизнеса, для граждан?

— Начнем сначала со стабильности. Любая «известность» в экономике всегда и во все времена предпочтительнее любой неизвестности. Ибо неизменные курсы, неизменные налоги, неизменное поведение властей позволяют долгосрочно или среднесрочно планировать. Чем больше стабильности, тем легче бизнесу заниматься бизнесом. С точки зрения инвестиций, стабильность — это вообще краеугольный камень номер один. Самый первый вопрос — это вопрос прогнозируемости, а вопрос прогнозируемости упирается в стабильность. Если мы хотим развития, если мы хотим вложить деньги, то она должна быть.

Поэтому, понятное дело, российские правительство имеет определенные рычаги, чтобы повлиять на курс рубля в ту или иную сторону. Ну и с точки зрения рыночных, административных способов за последние два года мы видели все возможные максимальные влияния как в одну, так и в другую сторону. Вспомним, когда жестко закрутили гайки, доллар стал стоить 57 рублей, затем резко отпустили гайки — доллар поднялся до 110 рублей. На тот момент государство отрабатывало различные стратегии и делало это абсолютно правильно. За что — честь ему и хвала.

Мы сегодня находимся не просто в каком-то конкурентном окружении, мы находимся в состоянии экономической войны, стреляют ведь не только пушки. И тот факт, что государство сейчас выбрало тот курс, который позволяет сбалансировать экономику, а ему-то, по сути, все равно — 90,120, 250… Что же до граждан, то большинство уже привыкло к такому курсу и уже не грезит цифрами в 70, 50 и 20 рублей за доллар.

— Возвращение к курсу 60 рублей за доллар вообще возможно? И нужно ли вообще — с психологической, с экономической точек зрения?

— На сегодня равновесный курс в 90 рублей, вокруг которого все сбалансировано, является неким водоразделом. Всё, что крепче, это ограничение наших экспортных потоков и расширение импорта. Все, что слабее, — обратная ситуация. На данный момент резкое ослабление рубля не дает нужного эффекта. Да, появляется денежная масса, но так как наша экономика напряжена до предела, будем честны… У нас людей нет для того, чтобы производить, нет нужного количества. Поэтому если говорить об ориентации на внутренний товар, то неизвестно, кто его будет производить. Вот если производительность труда в России будет расти, тогда почему бы и нет? Тогда правильно будет доллару ослабевать.

Китай, кстати, этого придерживался примерно 30 лет. Поднебесная столько времени держала среднюю инфляцию в 6–7% и столько же времени ослабляла свой юань, не давая ему укрепиться. Хотя понятно, что валютных ресурсов у Пекина было море.

— В этой ситуации то, что евро перешагнуло за отметку в 100 рублей, вообще ни на что не влияет?

— Евро — это для России умирающая валюта. Она живет своей жизнью, Европа для России сегодня не является партнером номер один. С учетом того, что еврозона практически целиком находится в состоянии рецессии, это умирающий экономический регион и умирающая валюта. Я лично полагаю, что еще лет 10–15, и вообще мы можем увидеть то, что Европа просто надорвется. Тем более что сейчас ее могут заставить удвоить свои военные расходы, чтобы защититься от гипотетической угрозы, и тогда вообще ее дни как единого мощного экономического образования могут быть сочтены. Особенно если они еще и между собой перессорятся.

— Аналитики отметили интересный факт: ЦБ оставил ключевую ставку на прежнем уровне впервые за долгое время, и это никак не повлияло на курс рубля. Это нормально или — первый «звоночек», предупреждающий о возможных проблемах?

— Реакция рынка была абсолютно адекватной. Процент не поменялся, и курс не поменялся.

— Но ведь раньше зачастую было не так…

— Когда сама по себе экономика и валюта были не сбалансированы. Да, это было в прошлом году, в позапрошлом, но сейчас этой ситуации нет. Более того, если на следующей сессии ставка уменьшится, а это рано или поздно придется делать, рубль немного укрепится, копеек на 30. И это нормально.

Когда все сбалансировано — скачков нет. Если только будут какие-то шоки. Какие? Ну вот смотрите — последний пакет санкций, который особо в итоге никто не заметил. Там есть, конечно, единственный серьезный удар — по картам «МИР». Но что это? По ней разве вне России и дружественных стран какие-то огромные обороты? Нет.

— Тогда последний вопрос: 100 рублей за доллар нам стоит к концу года ожидать?

— Единственный глобальный вопрос: что будет со спецоперацией. И от этого и будет зависеть отчасти курс. Пока же ни один вменяемый экономист не прогнозирует курс в сегодняшних реалиях. Все может измениться через три месяца или через три года, поэтому давайте сегодня жить краткосрочными данными, конечно, не отбрасывая долгосрочные стратегии.

Нам надо озаботиться другими задачами: увеличение производительности труда за счет современных технологий и цифровизации, всеобщее образование, всеобщая цифровизация — вот что надо сделать. И самый главный шаг, который до 2030 года надо сделать, — решить вопросы с рождаемостью. Вот основные задачи, а не курс.