Найти в Дзене
РЖД Цифровой

Пицца или суши: ИИ доставит еду в поезд

Что чаще всего заказывают путешественники Количество заказов готовых блюд из ресторанов и кафе к поездам выросло на 62%. Широкая география доставки позволяет путешественникам заказывать блюда более чем из 100 заведений готового питания. Чаще всего выбирают пиццу, роллы, пельмени, блины с начинкой. Аналогичные сервисы востребованы также в других странах мира и показывают высокие темпы прироста. Качество доставки помогают улучшить инструменты предиктивной аналитики и искусственного интеллекта. От пельменей до смузи Сервис доставки еды прямо к пассажирским вагонам Федеральной пассажирской компании (ФПК) работает четыре года и охватывает города по маршруту следования поездов ФПК. Востребованность услуги выросла в 2023 году по сравнению с прошлым годом на 62% (42 тыс. заказов против 22 тыс. заказов ранее). Поэтому постоянно развиваются география услуги (заказ можно сделать в 68 городах) и партнерская сеть (блюда доставляет более чем ста кафе и ресторанов). Среди лидеров по заказам – Москва
Оглавление

Что чаще всего заказывают путешественники

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Количество заказов готовых блюд из ресторанов и кафе к поездам выросло на 62%. Широкая география доставки позволяет путешественникам заказывать блюда более чем из 100 заведений готового питания. Чаще всего выбирают пиццу, роллы, пельмени, блины с начинкой. Аналогичные сервисы востребованы также в других странах мира и показывают высокие темпы прироста. Качество доставки помогают улучшить инструменты предиктивной аналитики и искусственного интеллекта.

От пельменей до смузи

Сервис доставки еды прямо к пассажирским вагонам Федеральной пассажирской компании (ФПК) работает четыре года и охватывает города по маршруту следования поездов ФПК.

Востребованность услуги выросла в 2023 году по сравнению с прошлым годом на 62% (42 тыс. заказов против 22 тыс. заказов ранее). Поэтому постоянно развиваются география услуги (заказ можно сделать в 68 городах) и партнерская сеть (блюда доставляет более чем ста кафе и ресторанов).

Среди лидеров по заказам – Москва, Липецк, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар и Волгоград. Чаще всего путешественники заказывают пиццу, роллы, пельмени, блины с начинкой.

Но от региона к региону вкусовые предпочтения пассажиров меняются. Например, на юге России предпочитают блюда кавказской и итальянской кухни, в Сибири охотнее заказывают блюда русской кухни, а путешественники, прибывающие на вокзалы Москвы, предпочитают салаты, смузи, блюда на пару, бургеры.

Для удобства пассажиров предусмотрено несколько вариантов оформления заказа:

– в мобильном приложении «РЖД Пассажирам» в разделе «Дополнительные услуги» во время покупки билета;

– после приобретения билета в личном кабинете на сайте;

– в пути при сканировании QR-кода, размещенного на информационных стикерах в вагоне.

Еде – время, доставке – час

Сергей Гусев/Пресс-служба ОАО «РЖД»
Сергей Гусев/Пресс-служба ОАО «РЖД»

Подобные сервисы есть и в других странах мира. Например, в Индии заказ блюд доступен из нескольких десятков заведений более чем на 300 станциях.

Заказ еды происходит через портал электронного питания государственной Индийской железнодорожной корпорации кейтеринга и туризма (IRCTC), обеспечивающей питание пассажиров Индийских железных дорог, или в мобильном приложении перевозчика. Пассажиры вводят код бронирования и свои паспортные данные, чтобы ознакомиться с меню. Доступен также заказ по телефону или через WhatsApp. Оплатить доставку можно наличными или картой. Как правило, пассажирам доступно отслеживание статуса выполнения заказа.

Кроме того, услуги доставки еды оформляются и в приложениях агрегаторов, с которыми сотрудничает IRCTC.

Так, корпорация развивает партнерство с Zomato, одним из крупнейших агрегаторов на Индийском рынке. Эксперимент по выполнению доставки заранее заказанного питания стартовал осенью 2023 года. Сейчас стороны договорились об обслуживании пассажиров как минимум на пяти крупных станциях страны. Swiggy, еще один крупный сервис доставки, также заключил соглашение с IRCTC.

Благодаря обширной сети железных дорог и партнерству с различными сервисами выручка IRCTC от услуг общественного питания в последнем отчетном квартале увеличилась почти на 30%, до 50,8 млрд индийских рупий ($612 млрд).

Некоторый вклад в рост выручки вносят и интеллектуальные системы. Например, умная аналитика регулярно исследует спрос, что способствует улучшению качества сервиса и предложению самых востребованных блюд от популярных ресторанов и кафе.

Набирает темпы и заказ еды на высокоскоростных магистралях (ВСМ) Китая, чьи поезда курсируют со скоростью 300–350 км/ч.

Доставка блюд на маршрутах ВСМ доступна с лета 2017 года. Для удобства пассажиров оформить заказ можно минимум за час до прибытия на железнодорожную станцию.

Оформить заказ можно через официальное приложение China Railway Company, а оплатить через WeChat или Alipay.

Умное подкрепление

Сергей Гусев/Пресс-служба ОАО «РЖД»
Сергей Гусев/Пресс-служба ОАО «РЖД»

В скором времени значение цифровых технологий для сегмента доставки еды будет еще выше.

По мнению Мэтта Вамплера, генерального директора и соучредителя Clear COGS, компании – разработчика ИТ-продуктов для ресторанной отрасли, искусственный интеллект трансформирует ресторанную отрасль, в том числе сферу доставки онлайн-заказов для путешественников.

С помощью ИИ заведения питания могут улучшать качество сервиса, персонализировать меню и цены для постоянных клиентов, прогнозировать спрос, тем самым минимизируя количество списаний продуктов и повысив рентабельность бизнеса, проводить персонализированные маркетинговые акции. А чат-боты позволят оперативнее решать проблемы с заказами.

Искусственный интеллект позволяет владельцам ресторанов глубже вникать в их деятельность с помощью передовых инструментов бизнес-аналитики. Это всестороннее понимание имеет решающее значение для принятия обоснованных решений по максимизации прибыли и улучшению обслуживания гостей.