Будущий Патриарх Иов (мирское имя - Иван (Иоанн)) происходил из посадских людей города Старицы Тверской губернии. Родился он около 1525 года. В семь лет мальчика отдали на обучение в школу при Старицком Свято-Успенском монастыре. Там он показал себя учеником способным, старательным и богобоязненным. Пройдя полный курс обучения, юноша вернулся в родительский дом. Те решили, что пришло ему время обзавестись своей семьёй и начали искать невесту. Будучи любящим сыном, юноша воле родительской не противился, а лишь попросил разрешения посетить своего духовного наставника, чтобы получить благословение на семейный союз.
Домой Иван не вернулся.
В 1556 году был пострижен в монашество с именем Иов в честь Иова Многострадального.
Иов был человеком выдающихся способностей. Он был начитан, прекрасно читал и пел, имел феноменальную память и приятную наружность – был высок, отличался правильными чертами лица. Его память изумляла современников. Он знал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол, помнил множество молитв, в том числе – все тексты литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, которые он совершал без Служебника, наизусть. Даже длинные молитвы на вечерне Пятидесятницы он тоже читал по памяти. Кроме того, Иов был очень благочестив. Никогда не бранился и не повышал голоса, отличался кротостью и смирением, которые не покинули его даже после того, как он стал предстоятелем Русской Церкви. Иов никогда не пил вина, что особенно изумляло его современников. Каждый день, если только он не был болен, Иов совершал литургию. Всё это характеризует Иова как подвижника и аскета, человека святой жизни. Поэтому неудивительно, что Иов весьма быстро обратил на себя внимание Иоанна Грозного, который поставил его настоятелем Старицкого монастыря вместо умершего Германа.
В 1569 году Иов впервые упоминается как архимандрит Старицкого Успенского монастыря, а в 1571 году он уже был переведён в Москву, в Симонов монастырь, где тоже стал архимандритом. В 1575 году его перевели настоятелем в Новоспасский монастырь. Выдающиеся способности и редкие духовные достоинства Иова способствовали его быстрому возвышению.
В январе 1589 года, когда был решен вопрос об учреждении московской патриархии, Иов был провозглашен первым патриархом Московским. Современники объясняли особую любовь царей к Иову тем, что он был высокообразованным, обладал хорошей памятью и красивым голосом. Во время проводимой им службы присутствующие не могли удержаться от слез, так проникновенно он говорил и пел.
Но время святительства патриарха Иова было далеко не безоблачным, даже в период правления кроткого царя Фёдора. Потрясением для всего Российского государства обернулась смерть царевича Дмитрия в Угличе 15 мая 1591 года. Народная молва обвиняла в этом царского шурина боярина Бориса Годунова. Однако, хотя это мнение и стало почти всеобщим, никаких доказательств вины Бориса не было ни в то время, ни сейчас. Ещё более голословными выглядят выдвинутые в адрес патриарха Иова обвинения в пособничестве Годунову в сокрытии улик.
После гибели царевича Дмитрия царём Фёдором Ивановичем была назначена комиссия для расследования обстоятельств смерти брата Дмитрия и последующего мятежа в Угличе. Возглавлял её князь Василий Шуйский, будущий царь. Комиссия сделала заключение о том, что малолетний Дмитрий сам напоролся на ножик, играя во дворе. Тем не менее жители Углича, подстрекаемые родственниками Дмитрия по линии матери - царицы Марии Нагой, - подняли самый настоящий бунт и безо всякого суда убили тех, кто якобы был повинен в смерти царевича. Естественно, бунт пришлось усмирять. Патриарх Иов подписал решение следственной комиссии Шуйского предельно осторожно: "Пред Государем-царем Михайлы и Григория Нагих и углицких посадских людей измена явная. Царевичу Димитрию учинилось Божиим судом". То есть этим мнением патриарха Иова Церковь, по сути, отмежевалась от вынесения какого-либо суждения по этому весьма тёмному делу.
Патриарх Иов был близок с боярином Борисом Годуновым, братом жены царя Фёдора Ивановича. И в дальнейшем тот был выбран на царство не без вмешательства патриарха.
Именно патриарх Иов организовал народные шествия в Новодевичий монастырь, где находились Борис Годунов с сестрой, для умоления всенародного избранника принять царский титул. Поскольку Борис постоянно отвечал отказом, патриарх Иов объявил 21 февраля новым праздником в честь Богоматери Одигитрии и во главе бояр, служителей двора и большой толпы народа сам отправился в монастырь. Там в ходе обряда "умоления иконой" боярин Годунов согласился стать царём.
Патриарх Иов способствовал распространению христианства в Сибири, Казани, Карельской области. Возросло печатание богослужебных книг. По просьбе грузинского царя Александра патриарх Иов для "исправления православной веры" в Грузию направил "учительных людей".
После восшествия царя Бориса на престол патриарх Иов стал его надёжной опорой. Он не осудил решение царя выдать свою дочь за одного из иностранных принцев - шведского Густава или датского Иоганна, хотя те были иной веры. Он выступил с разоблачением самозваного царевича Дмитрия. По его указанию представители духовенства выяснили настоящее имя авантюриста, им оказался беглый монах Гришка Отрепьев, живший в кремлевском Чудове монастыре и служивший у самого Иова келейником.
После смерти царя Бориса в апреле 1605 года патриарх Иов поддержал его сына царевича Фёдора как наречённого царя и начал подготовку к его венчанию на царство. Но из-за измены царского войска под Кромами в мае того же года, патриарх не успел осуществить эту церемонию: в июне Фёдор Годунов был свергнут. Патриарший двор был разграблен. С Иова сорвали патриаршие одежды и в простой рясе отправили в ссылку. По просьбе самого Иова местом его изгнания был назначен его родной Старицкий Успенский монастырь. Тот, где святитель начинал свой иноческий путь. Через некоторое время патриарх Иов там ослеп.
После свержения Лжедмитрия I и воцарения 1 июня 1606 года Василия Ивановича Шуйского святителю было предложено вернуться на Патриарший престол, однако он отказался, сославшись на слепоту и преклонный возраст. Патриархом был избран митрополит Казанский Гермоген. В феврале 1607 года патриарх Иов был приглашён царём Василием Ивановичем, освящённым Собором и всеми "чинами" русского общества в Москву. Здесь 20 февраля 1607 года патриарх Иов и патриарх Гермоген совершили богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, народ просил у них прощения за нарушение крестного целования царю Фёдору Борисовичу Годунову и за признание самозванца. В соборе была прочитана разрешительная грамота, составленная от имени двух Первосвятителей.
Иов с трудом вернулся в Старицу. Он ослеп, с трудом передвигался. Но всё также был силён духом, наставляя всех, кто приходил к нему за советом. Бывший патриарх добился снятия клейма самоубийц с царя Бориса Фёдоровича Годунова, царицы Марии Григорьевны и царя Фёдора Борисовича, настояв на их торжественном перезахоронении от ограды московского Варсонофьева в честь Вознесения Господня монастыря в семейную усыпальницу в Троице-Сергиевом монастыре. Незадолго до кончины Иов сделал несколько крупных вкладов в Старицкий Успенский монастырь.
29 июня 1607 года первый патриарх Московский и всея Руси Иов скончался. Его похоронили в Свято-Успенском Старицком монастыре.
18 апреля 1652 года по воле царя Алексея Михайловича мощи первого русского патриарха были перенесены в Москву, поставлены в Успенском соборе Московского Кремля "поверх пола", и над ними устроили каменное надгробие. Мощи же были описаны как нетленные и благоухающие.
Патриарх Иосиф, при котором произошло это событие, просил похоронить его в ногах у патриарха Иова, что и было исполнено буквально через несколько дней после церемонии перезахоронения останков первого Русского Патриарха - Иосиф скончался на Страстной седмице того же 1652 года.
Почитание святителя Иова как местного Московского святого отмечено уже с середины XVII столетия. По благословению патриарха Пимена и Священного Синода РПЦ имя патриарха Иова было включено в Собор Тверских святых (1979). Общецерковное прославление святого Иова состоялось на Архиерейском Соборе в октябре 1989 года, в дни празднования 400-летия Патриаршества на Руси.
Лайки помогают развитию канала!