Найти тему

Дятловцев на Перевале убил американский самолёт-шпион? Версия

Ещё одна любопытная, хотя и неоднозначная теория о тайне гибели свердловских туристов, озвученная самарским историком авиации Андреем Шепелевым. Исследуя обнародованные материалы разведывательных служб Соединенных Штатов Америки первых десятилетий «Холодной войны», он пришёл к выводу, что в 1959 году над Северным Уралом периодически барражировали самолеты-разведчики РБ-47. Советские силы ПВО не могла ничего с ними поделать. это положение дел резко прекратится после успешно сбитого У-2 с пилотом Гарри Пауэрсом в мае 1960 года, но пока же...

Что делали американская стратегическая авиация на Урале? Самолёты ВВС США искали первые советские базы межконтинентальных баллистических ракет и снимали оборонные предприятия.

Фотографируя территории и объекты, с целью подсветки, самолёты сбрасывали специальные фотобомбы, которые при взрыве создавали ярчайшую вспышку. Шепелев считает, что именно этот взрыв и вспышка спровоцировали страх и панику у группы дятловцев, заставив их разрезать тыловую часть палатки и убежать вниз по склону, где они нашли свою смерть от замерзания.

Как подсчитал А.Шепелев, в 1950-е годы американские самолеты-шпионы
РБ-47 и У-2 более 20 раз нарушали воздушное пространство СССР. На тот период времени советская система ПВО страны была недостаточно совершенна: ни самолёты, ни зенитные ракеты не могли по высоте перехватывать вражеские самолеты-нарушители.

Самолеты разведки взлетали, например, с авиабазы в Гренландии и были способны достичь, например, порта Игарка на Енисее и даже Чукотский полуостров… Их полеты продолжались до 10 и более часов, самолёты пролетали тысячи километров над советской территорией.

Первые стычки:

8 мая 1954 г. произошёл настоящий воздушный бой между советскими МиГами-17 и американским самолетом-шпионом РБ-47 над Кольским полуостровом. Последнему пробили баки с топливом, изрешетили крылья, фюзеляж. С большим трудом «американец» добрался до своей базы в Англии.

В 1955 году ещё один РБ-47 в 180 км. от Мурманска нагло нарушил воздушные границы СССР. Опознали его с запозданием (американцы изо всех скрывали свою принадлежность), но все же отогнали прочь от границ страны.
Два раза, в 1951 и 1953 годах, осветительные бомбы сбрасывались американскими самолетами над Владивостоком, в то время закрытым городом и военно-морской базой.


Однако после введения в эксплуатацию самолётов
Lockheed U-2 (первый полёт в 1955 году, потолок 21 км, дальность до 9.600 км, на борту уникальная фотокамера с 1.800 метрами плёнки) всё изменилось в худшую сторону.

Lockheed U-2: самолёт обеспечивает сбор разведданных днём и ночью на большой высоте (70 000 футов, 21 300 метров) в любую погоду
Lockheed U-2: самолёт обеспечивает сбор разведданных днём и ночью на большой высоте (70 000 футов, 21 300 метров) в любую погоду

В феврале 1959 г. американские разведывательные самолеты уже «работали» над территорией Урала, в районе города Ивдель. В начале 1959 г. авиаразведчики проводили фотосъемки в районе городов Нижняя Салда и Верхняя Салда, с их важными оборонными предприятиями, а также осуществляли съёмку стартовых ракетных позиции.

По версии Шепелёва, в ночь на 1 февраля 1959 г. на склоне горы Холат-Чахль группа туристов-дятловцев разбивает палатку. В этот вечер или ночь американский самолет – разведчик сбрасывает свою фотобомбу недалеко от этого места. Мощная вспышка и сильная взрывная волна пугают туристов. Вв панике они разрезают стенки палатки и бегут вниз, к густому лесу.

А.Шепелев утверждает, что взрыв и вспышку фотобомбы они приняли за ядерный взрыв, что привело к состоянию испуга, бегству и необъяснимому для следствия поведению членов группы. Также автор версии считает, что, вслед за первой бомбой американцы сбросили и вторую. У всех девятерых туристов разные степени поражения тел, при этом у троих явные травмы от поражения взрывной волной.

Специфика таких фотобомб в том, что начинка бомбы выгорает сразу по всему объёму. Взрыв и сгорание не оставляет воронок, вырванных с корнями деревьев, барабанные перепонки людей остаются целыми. Из второстепенных признаков использования фотобомбы - незначительно обожжённые ветки елей и сосен, обледенелый снега, который вначале подтаял, а затем замёрз.

Яркие вспышки фотобомб видели вечером 1 февраля проводившие досуг в ДК г. Ивделя, охотники-манси, другие туристы, сотрудники Северной геологоразведочных экспедиций и т.д. Все эти показания собрал следователь Ивдельской прокуратуры В.Коротаев.

Через некоторое время прокуратура изъяла все эти показания из дела о гибели туристов. Возможно, эти сведения были засекречены и отправлены высшему военному командованию. А поскольку в данном случае страдала репутация ВВС и ПВО Вооружённых Сил СССР и, как следствие, могли возникнуть сомнения в обороноспособности всей страны, истинную причину гибели туристов-дятловцев власть разглашать не стала.

Вот такая версия. Надо сказать, что, хотя к ней можно задать ряд серьёзных вопросов, всё-таки такое изложение событий на порядок адекватнее и реалистичнее, чем многочисленные абсурдные идеи наподобие "подземной лодки" или разборок в группе после выпитого спирта. Выскажите ваши замечания и вопросы в комментариях!

-3

Не забудьте подписаться на наш канал и не пропускайте новые материалы по тематике Перевала Дятлова! Также наш официальный сайт и ВК-паблик о походах и экспедициях в это загадочное место.