Найти в Дзене
Вечерняя Казань

Ирина Франк: «Для автобизнеса в России наступил новый век – это факт»

Оглавление

На российском авторынке в равных условиях оказались и крупные холдинги, и «перекупы», и небольшие дилеры – ни у кого нет опыта работы с китайскими автомобилями, говорит управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк.

Frank Auto
Frank Auto

«Китайские автобренды раздают дилерство налево и направо»

– Ирина, по данным сайта «Цена авто» в феврале не подорожал ни один из новых автомобилей, официально продаваемых в России. Отдельные модели трех китайских марок даже подешевели: на 200-499 тысяч рублей. Недавно мы рассказывали о том, что Татарстан оказался на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга (включая их области) по числу официальных автодилеров: на середину января их в республике насчитывалось 159. Но удивило другое: если раньше получение дилерства европейских марок было событием, то в случае с китайскими автобрендами это почти что будничное дело. И представлять интересы бренда в одном и том же городе может сразу две-три компании.

– Китайские автобренды раздают дилерство налево и направо практически всем, кто готов купить много машин. К сожалению, это очень частая практика в Поднебесной. Она напоминает продавца на рынке, который берет товар с витрины соседа и продает его, накидывая сверху пару рублей себе в карман. А затем как ни в чем не бывало убеждает вас, что это его товар. Это особенность ведения бизнеса в Китае и способность все усложнять. Поэтому если ты знаешь китайца, который знает того, кто может дать дилерство – далее это уже вопрос денег, но точно не знаний и навыков компании.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Что касается ситуации в Татарстане, то я считаю, что дилеры просто приняли решение поменять все бренды, которые официально перестали поставлять в Россию, на китайские. Поскольку в нашу страну не все марки ввозятся официально, то предприниматели выбрали те, на которые был доступ к дилерству.

Возможно, эти марки и бренды, соответствующие ценовому потребительскому сегменту, предложило представительство старого бренда. Многие переделали дилерские центры под автомобили с пробегом и наблюдают за автомобильным рынком. Например, кто бы мог подумать: Mercedes-Benz сегодня продвигает на рынке России марки Foton, Aito и другие китайские автобренды!

Это можно расценить как особенность захода китайских автоконцернов на новый рынок?

– Да. Автопроизводители из этой страны просто хотят продать много машин, чтобы не только не останавливать производство, а еще и наращивать его. Что будет с дилером, по сути, не важно – выживает сильнейший. По крайне мере, у представителей китайских брендов такое мнение. Для них главное – отгрузить побольше автомобилей.

Технология простая: китайцы дают дилерство и продают определенное количество машин, а если денег не хватает, то открывают кредитную линию и полностью загружают склады машинами, запасными частями и дополнительными аксессуарами.

Так происходит со многими недорогими китайскими брендами. А дальше, если с маркой повезло, дилер зарабатывает, если же нет – он получает перегруженные склады и банкротство. Прямо как в рулетке: нет понимания, за каким брендом пойдет потребитель.

Внутри самой Поднебесной аналогичная политика: огромное количество брендов, большая конкуренция, выживает сильнейший. Бывает, что в Китае некоторые автозаводы банкротятся.

«Для автобизнеса в России наступил новый век – это факт»

– Получается, что заключая соглашения с разными компаниями в одном и том же регионе, китайские автопроизводители способствуют жесткой конкуренции и у нас?

– В России всего порядка 500 крупных предпринимателей в автобизнесе, и все они так или иначе пересекаются и общаются между собой. Многие обладают пакетом одинаковых автобрендов и посещают одни и те же конференции и презентации. Некоторые также ведут бизнес в других смежных направлениях, часто обмениваются информацией и занимаются развитием собственной компании на своих территориях.

В связи с этим быстро распространяется информация о ликвидности того или иного бренда. Но поскольку китайские автомобильные марки предлагают сотрудничество не только холдингам из автобизнеса, но и любым желающим, у кого есть достаточно средств выкупить автомобили, то рынок очень быстро набирает обороты. Разные бренды и машины появляются на каждом шагу.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

А дальше действительно возникает конкуренция: цены начинают снижаться или повышаться в зависимости от курсов валют. Часто для того, чтобы вернуть вложенные средства, приходится продавать авто без прибыли или в убыток. Так как политика в Китае работает по-другому, новая модель будет дешевле, но проще по комплектации – первое время уж точно. И если не успел продать вовремя, то потерял прибыль.

То есть политика Поднебесной в отношении автомобильного рынка сильно отличается от европейской?

– Да. В Европе дилера долго выбирают и согласовывают с брендом, планируют долгосрочные отношения. Европейцы никогда не размещают двух дилеров рядом на одной территории и учитывают многие другие нюансы, в том числе, распространение гарантии на узлы и агрегаты.

Кроме того, представители европейских брендов часто проводят серьезные строительные работы по возведению или реконструкции дилерских центров, чтобы соответствовать брендбуку, обучают персонал. Бренд активно участвует в рекламе, выставках, разработке программного обеспечения и проводит различные маркетинговые мероприятия в виде поощрительных поездок или серьезной финансовой поддержки дилерам. Кредитные линии постоянно регулируются под возможности дилерского центра, а все решения так или иначе согласуются. Все это делается для того, чтобы собственники бизнеса получали прибыль и развивались.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Политика китайских брендов не такая, и только время покажет, чей подход оказался более эффективным и жизнеспособным. Для автобизнеса в России наступил новый век – это факт: на этом рынке как будто все «обнулилось». В равных условиях оказались и крупные холдинги, и «перекупы», и небольшие дилеры – ни у кого нет опыта работы с китайскими автомобилями.

А кто, на ваш взгляд, получил выгоду от параллельного импорта?

– Выиграли максимально гибкие и оперативно принимающие решения автомобильные компании, которые рискнули своими деньгами. И стало уже не так важно, сколько у тебя финансов. Теперь важно то, кто стоит у руля бизнеса и насколько профессиональная у тебя команда, насколько она готова меняться и адаптироваться к новым реалиям.

То есть выгоду от любых изменений всегда получает тот, кто понимает эти изменения, подстраивается под них и видит последствия, к которым они приведут.

«Качество сборки дорогих китайских машин поражает»

В последнее время часто приходится слышать сообщения о том, что российские владельцы автомобилей, изготовленных в Поднебесной, сталкиваются с разного рода проблемами, связанными с их ремонтом и эксплуатацией. Насколько, на ваш взгляд, это соответствует действительности?

– Качество недорогих китайских автомобилей, несмотря на большое количество опций, привлекательный внешний вид и передовые технологии, все еще требует доработки. А гарантия от производителя пока не готова покрывать все расходы, которые приходится нести клиентам.

Поэтому покупатели часто ремонтируют автомобили за свой счет, так как у дилера не остается средств на ремонт. Например, это касается бренда Omoda и других известных в России марок в ценовой категории до 5 миллионов рублей.

А что происходит с премиальными китайскими авто?

– Там другая ситуация. Премиальные китайские марки, в том числе LiXiang, Avatr, Zeekr, Lotus, HiPhi и другие, наоборот, не дают дилерства на Россию из-за санкций. При этом качество сборки дорогих китайских машин поражает. В автомобилях используются все самые передовые технологии, а некоторые модели разгоняются до 100 км/ч за 2 секунды. Премиальные электрические авто практически не требуют вложений, на них предоставляется гарантия на весь срок эксплуатации, а стоимость таких машин в разы доступнее европейских аналогов.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

После общения с клиентами, которые поменяли Mercedes-Benz, BMW, Porsche, Land Rover на премиальные электромобили из Поднебесной, мы были шокированы тем, насколько все довольны качеством и технологиями машин. Конечно, пользователи отмечают некоторые нюансы: например, что меню некоторых автомобилей представлено только на китайском языке, их нужно русифицировать. Не все хотят вмешательства в электронику автомобиля, в его блоки.

Наш опрос показал, что многие владельцы современных китайских электрокаров никогда бы не вернулись назад к европейским авто. Еще год назад никто не мог даже предположить, что европейские бренды с мировым именем останутся позади тех, над чьими машинами всегда смеялись. Одним словом, для России Европа – это уже прошлое, а Китай – настоящее и будущее.

Наша справка

Frank Auto — часть глобальной группы компаний, работающей на международных автомобильных рынках, с обширной и развитой деловой сетью и большим опытом реализации новых автомобилей по всему миру.

ГК уже более 10 лет присутствует в США, Мексике, Китае, Дубае, Турции, Германии, Эстонии, Сингапуре, а с 2022 года успешно координирует продажи и логистику для своих клиентов в России.

Автор: Любовь Шебалова