Найти тему
Яндекс Путешествия

Зачем нужно командировочное удостоверение и как его оформлять?

Командировочное удостоверение используют с советских времён. Сейчас это уже не обязательный документ, но организация всё равно может выдавать его для командировки. У неё есть на то причины, да и работнику оно тоже помогает.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Рассказываю, зачем нужно это удостоверение, как его правильно оформлять и что с ним делать во время и после поездки.

Зачем нужно командировочное удостоверение

Это отчётный документ. Он подтверждает, что работник организации отправился в служебную поездку, прибыл на место, выполнил свои обязательства и отбыл обратно в указанный срок. Ещё одно название удостоверения — командировочный лист.

На основании этого документа бухгалтерия вправе списывать командировочные расходы и уменьшать налогооблагаемую базу при расчёте налога на прибыль. А работник может подтверждать не только расходы, но и цель визита в другую организацию.

Важно: командировочное удостоверение — не обязательный отчётный документ. Правительство исключило его из этого списка в постановлении от 29 декабря 2014 года № 1595. Теперь подтверждать факт командировки можно с помощью приказа и служебной записки, а расходы — с помощью договора найма жилья и билетов.

Кто занимается оформлением

Если организация по-прежнему использует командировочные удостоверения, их должна оформлять кадровая служба или бухгалтерия — на основании приказа. Иногда право оформлять документ передают кому-то другому, но этим никогда не занимается сам работник.

Есть ли правила оформления

Образец утвердил Госкомстат в постановлении от 5 января 2004 года № 1. Однако организация может использовать и свой бланк командировочногоудостоверения, от Госкомстата — только рекомендации.

У стандартного бланка две стороны: лицевая — для заполнения перед командировкой, и оборотная, которая заполняется во время и после поездки.

КАК ЗАПОЛНИТЬ ЛИЦЕВУЮ СТОРОНУ

Сначала указываются сведения об организации:

● наименование и правовая форма;

● код ОКПО — из регистрационных документов;

● номер и дата документа.

Затем указывается информация о работнике и командировке:

● фамилия, имя и отчество работника;

● табельный номер;

● подразделение и должность;

● паспортные данные;

● место и цель командировки;

● время и даты.

-2

Цель на лицевой стороне указывается в свободной форме, требований к формулировке нет. Источник: «КонсультантПлюс»

Дальше документ относится на подпись руководителю и передаётся работнику. Во время командировки работник носит его с собой.

КАК ЗАПОЛНИТЬ ОБОРОТНУЮ СТОРОНУ

В левом верхнем углу должны быть:

● наименование организации работника;

● дата отъезда в командировку;

● должность и подпись ответственного лица с расшифровкой;

● печать организации.

Остальное место отводится для отметки принимающей стороны. После визита работника в другую организацию на бланке должны появиться:

● наименование организации;

● даты приезда и отъезда работника;

● должность и подпись ответственного лица с расшифровкой;

● печать организации.

-3

Оборотную сторону заполняет кадровая служба или бухгалтерия принимающей стороны. Источник: «КонсультантПлюс»

Если работник отправился не в организацию, а на переговоры с другим человеком, проставить даты приезда и отъезда можно в отеле или местной администрации.

Стандартный бланк по-другому называется формаТ-10, и её можно свободно скачать.

Что делать после командировки

После возвращение из поездки работник отдаёт командировочное удостоверение ответственному лицу для отметки о прибытии. Вместе с приказом и всеми платёжными документами удостоверение передают бухгалтерии. Она подсчитывает расходы и либо возмещает работнику всё, что он потратил сверх аванса, либо принимает в кассу излишек. На основании этих же документов бухгалтерия снижает налогооблагаемую базу.

Где найти отели для командировки

Ещё раз самое важное

  1. Командировочное удостоверение подтверждает, что работник был в служебной поездке, а не просто потратил выданный аванс на путешествие.
  2. Это не обязательный документ. Его могут заменять приказ, служебная записка и платёжные документы вроде договора найма жилья и билетов.
  3. Обычно заполнение командировочного удостоверения берёт на себя кадровая служба или бухгалтерия, иногда оформление делегируют кому-то ещё, но не работнику.
  4. Есть образец бланка, его используют с 2004 года. Однако это только пример, организация вправе использовать свой.
  5. Перед командировкой заполняется лицевая сторона. На ней указываются сведения об организации, работнике и командировке.
  6. Во время командировки принимающая сторона заполняет оборотную сторону: указывает сведения о себе, а также даты приезда и отъезда работника.
  7. В конце документ передают бухгалтерии, чтобы она сверила расходы на командировку и учла при расчёте налога на прибыль.

Текст: Сергей Васин для Яндекс Путешествий

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и путешествуйте лучше всех!