Сколько людей, столько и мнений
Начало рассказа должно заинтересовать читателя. С этим, наверное, согласится подавляющее большинство авторов и читателей. А вот дальше… Как это сделать, мнения тут же разделятся.
Мне неоднократно доводилось читать, что начинать рассказ с диалога неправильно. Довод следующий, читатели могут не понять, о чем текст. Им будет неинтересно, так как они не понимают, кто говорит, и для чего говорит. Другими словами, нет контекста, нет и интереса.
Мое ИМХО
Начинать рассказ с диалога неправильно. У того, кто так говорит, есть разрыв, как мне кажется, между тем, что он думает и тем, что пишет. Другими словами, он, назовем его Оппонент, скорее всего, плохо излагает свои мысли. Очевидно, он имел ввиду «не начинайте рассказ с ПЛОХОГО диалога».
Почему я так думаю? Потому что есть масса примеров, когда писатели, чье мастерство мало кто подвергнет сомнению, начинали свои великие произведения именно с диалога, а вернее ХОРОШЕГО диалога.
Пример 1:
Марк Твен, «Приключения Тома Сойера»
«— Том!
Ответа не было.
— Том!
Ответа не было.
— Куда подевался этот мальчишка, не постигаю! Том!
Старая леди опустила очки и взглянула поверх них, осматривая комнату, потом приподняла очки и взглянула из-под них. Сквозь очки она редко или никогда не смотрела на такую мелочь, как мальчик, так как это была ее парадная пара, гордость ее сердца, заведенная ради моды, а не для употребления; она с одинаковым успехом могла бы смотреть сквозь пару печных заслонок.
С минуту она озиралась с недоумением, затем сказала без гнева, но достаточно громко, чтобы мебель могла ее слышать:
— Ну, попадись ты мне, я...»
Пример 2:
Николай Гоголь, «Тарас Бульба».
«— А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И этак все ходят в академии? — Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу.»
Я не разбираю эти примеры. Предоставляю вам самим решить, хорошо ли поступили вышеуказанные авторы, начав свои произведения именно с диалога.
Тренировка на "кошечках"
Я проанализирую начала двух своих рассказов.
Пример 3:
Павел Крапчитов, «Объект №27»
«— У меня нет других вариантов? — спросила девушка, сидящую перед ее постелью молодую женщину в деловом брючном костюме.
Если бы не пластиковые браслеты, охватывавшие ее запястья и щиколотки, то можно было бы подумать, что старшая сестра пришла в больницу проведать младшенькую.
— Есть, — сказала «старшая сестра». — Останешься в лаборатории. Эксперименты продолжатся.»
Рассказ начат с диалога. В чем был мой замысел? В том, чтобы описать картинку, которая возникла у меня в голове. Можно было бы, наверное, сделать это по-другому:
«В комнате, которая больше всего походила на обычную больничную палату, находились две женщины. Первая, молодая лежала на кровати в больничной робе. Ее запястья и щиколотки были прикованы пластиковыми браслетами к хромированным поручням кровати. Вторая женщина, более зрелая, чем первая, одетая в деловой брючный костюм, сидела на стуле, закинув одну ногу на другую.
— У меня нет других вариантов? — спросила девушка, лежащая в постели.»
В этом, втором варианте я сделал все, как требовал Оппонент, то есть противник начала рассказа с диалога. Сначала дал контекст, а потом, когда читатель уже знает персонажей, запустил диалог.
Но, на мой взгляд, контекст бы и в первом, оригинально варианте. Этот первый вариант мне кажется более живым, менее нудным. Потому я так и начал свой рассказ.
Прочесть рассказ «Объект №27» можно в моем аккаунте на Автор.Тудей или прослушать здесь.
Пример 4:
Павел Крапчитов, «Без сюрпризов».
«— С наступающим, дядя Миша, — сказала стоящая в дверях Зара. — Ты готов?
«Вот зачем спрашивать?» — подумал Михаил. — «Видит же! Побритый, одетый, сижу в коляске...».
— Готов, — ответил Михаил. Обижать своего работодателя он не хотел.»
Снова начало рассказа, и снова читателя встречает диалог. Хорошо это или плохо? Оппонент скажет плохо, я скажу хорошо. Объясняю почему я так считаю.
Противники начала произведения с диалога твердят про контекст. Есть ли он в приведенном мной диалоге? Другим словами, сможет ли читатель по этому диалогу представить картинку, которая его может заинтересовать? На мой взгляд, да, сможет.
«— С наступающим, дядя Миша, — сказала стоящая в дверях Зара. — Ты готов?»
Из этой строчки понятна общая обстановка. Приближается праздник, Новый год. Шампанское, апельсины, елки, подарки. Имя, стоящей в дверях женщины, Зара. Ни Оля, ни Маша, ни Катя, а именно Зара. Говорит это нам о чем-то? Конечно, и вносит свои штришки в формируемую картинку. Концовка фразы настораживает, к чему должен быть готов ГГ. Но это, как мне кажется, хорошо. Это наживка, чтобы читатель перешел к другой строчке.
«Вот зачем спрашивать?» — подумал Михаил. — «Видит же! Побритый, одетый, сижу в коляске...».
Важная строчка. Во-первых, читатель узнает имя ГГ. Во-вторых, эта строчка вызывает тревогу. «Побритый» - значит зрелый мужчина. «В коляске», что за коляска? Поскольку ГГ зрелый мужчина, то ответ может быть один, коляска инвалидная.
«— Готов, — ответил Михаил. Обижать своего работодателя он не хотел.»
Последняя строчка также говорит о многом. Читатель узнает о
взаимоотношениях Михаила с Зарой, которую не хочет обижать. И снова наживка. Работодатель? Что за работодатель может быть у инвалида? Такая концовка предложения, как мне кажется, должна заставить читателя двинуться дальше по тексту.
Прочесть рассказ «Без сюрпризов» можно в здесь.
Вывод
Итак, можно ли начинать текст с диалога? Конечно! Если диалог формирует в голове читателя картинку происходящего и заставляет его читать дальше.
***
Бета-ридинг от автора
Прочту ваш текст, обосную слабые места, дам рекомендации, отмечу ошибки. Пример бета-отчета.
***
#литература #писатели #творчество #размышления #авторам #книги