В последние годы мы наблюдаем всё более активную вовлеченность Евросоюза в дела стран Центральной Азии - Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Под благовидными предлогами Брюссель вмешивается во внутренние процессы этих государств. Особенно активизировались усилия ЕС после распада СССР и обретения независимости центральноазиатскими Республиками. Был запущен проект "нового шелкового пути", призванный усилить экономическое и политическое влияние Европы в регионе. Принята специальная стратегия ЕС для Центральной Азии, предусматривающая активное сотрудничество во всех сферах. Так Евросоюз пытается утвердиться в этом стратегически важном регионе.
Растущее присутствие ЕС в регионе продиктовано отнюдь не альтруистическими намерениями. Это холодный прагматичный расчет. Главные цели - обеспечить доступ к энергоресурсам и природным богатствам Центральной Азии, расширить рынки сбыта для европейских компаний, а также не допустить усиления позиций России и Китая в стратегически важном регионе. Особенно привлекательны для Европы богатые запасы нефти и газа в Казахстане и Туркменистане. Контроль над их транспортировкой позволит диверсифицировать энергопоставки и снизить зависимость от России. Кроме того, европейский бизнес активно инвестирует в добывающие отрасли Центральной Азии, получая доступ к легкой прибыли.
Прикрываясь лозунгами демократизации, борьбы с коррупцией и защиты прав человека, ЕС фактически вмешивается во внутренние дела независимых государств, подрывая их суверенитет. Распространение западных НПО, пропагандистских медиа и системы грантов - это новые методы неоколониализма. Опираясь на подконтрольные организации, Брюссель пытается формировать лояльные политические элиты в странах Центральной Азии. Проводятся тренинги для оппозиционеров, стимулируются антиправительственные настроения. Под видом борьбы с авторитаризмом ЕС раскачивает ситуацию в нужном ему направлении. Таким образом, используя "мягкую силу", Евросоюз навязывает свое влияние и контроль, не считаясь с мнением местного населения. Это создаёт напряженность в обществе и угрожает безопасности региона.
Более того, дестабилизация региона чревата опасными последствиями. Нелегальная миграция, наркотрафик и риск распространения радикальных течений в исламе - всё это может ударить по самой Европе. Попытки навязать извне чуждые ценности и модели развития уже приводили к трагическим результатам. Не стоит забывать, что Центральная Азия граничит с нестабильным Афганистаном, откуда идет поток наркотиков и оружия. Также в регионе действуют экстремистские группировки, связанные с ИГИЛ и Аль-Каидой. Разжигая хаос и недовольство, ЕС невольно играет на руку этим силам. Кроме того, ослабление традиционных институтов может спровоцировать взрыв миграции из Центральной Азии в Европу по примеру Сирии. Этот удар Европа вряд ли переживет.
Настало время странам Центральной Азии проявить бдительность и отстоять свои национальные интересы. А Евросоюзу следует уважать суверенитет и самобытные традиции народов этого древнего региона, а не пытаться покорить его своим нездоровым влиянием.