На примере развития зерна Гегель объясняет свою науку логику.
Развитие зерна он выражает в последовательности философских категорий.
Зерно имеет внутреннюю способность, которая заключена в ДНК. Это внутреннее появляется как росток, становится деревом, наконец появляется плод, в котором содержится множество зёрен.
Внутреннее становится внешним.
Внутреннее - это другое, чем зерно, его отрицательное. Внутреннее выходит наружу, проходит ряд трансформаций и возвращается к своей первоначальной форме на новом уровне.
Например, анализируя слово бытие мыслитель обнаруживает в нем его противоположность - ничто, вместе они дают категорию становление, которое есть и бытие, и ничто одновременно.
Повторяя этот анализ Гегель проходит от “бытия” до “понятия” через ряд промежуточных категорий, которые детализируют развитие.
Сопоставляя категории с действительностью, познается сама действительность.
Например, первый же шаг анализа “бытие” и его “ничто” оказался самым фундаментальным, как показывает квантовая физика: материя или бытие, состоит из энергии, значит, состоит из ничто.
В “Капитале” Маркс повторяет этот же метод в отношении экономических категорий: труд, товар, деньги, капитал.
Анализируя товар, он обнаруживает два признака. Товар есть потребительная стоимость и его внутреннее - меновая стоимость.
При натуральном производстве продукт труда остается потребительной стоимостью для самого производителя.
Когда продукт труда отчуждается для продажи, он становится товаром, продуктом, который приобретает меновую стоимость. Стоимость - абстракция, равная затратам труда, которая реализуется в определенном количестве другого товара, в определенном количестве чужого "труда".
Стоимость - это производственное отношение между людьми, в котором люди сравнивают свои количества труда для обмена.
Внутреннее становится внешним, как стебель выходит из зерна.
В процессе обращения товаров появляется товар-мера, в котором все прочие измеряют свою стоимость, это - деньги.
При товарно-денежном обращении рынок товаров расширяется, пока и сам работник не становится товаром. Он оставляет домашнее производство и становится наемным рабочим, при этом стоимость превращается в капитал.
Затраченный труд, стоимость, в капитале распадается на зарплату и прибыль.
“Капитал” Маркса сегодня важен тем, что он позволяет верно понимать все процессы современного капиталистического производства. На основе “Капитала” возникли бухгалтерский учет предприятий и статистический учет производства страны.
Итак, внутреннее определяет развитие, это внутреннее есть сущность. Поиск сущности и ее свойств - главное содержание истории философии, пока у человечества не было инструментов для проникновения внутрь.
С появлением микроскопа и телескопа поиск сущности стал инструментальным, философия отошла на второй план, а создание инструментов познания стало главной заботой людей.
Познание сущности материального мира дало людям стремительное технологическое развитие, но в то же время обострило противоречия между классами и странами, что грозит человечеству самоуничтожением.
Познание сущности и законов развития общества стало неотложной задачей для спасения мира.
Сложность в том, что сущность и явления настолько плотно переплетены в истории людей, что отделить одно от другого невозможно без достижений древней философии.
На заре капитализма Гегель и Маркс дали инструменты для познания общества. Гегель создал краткую и емкую методику поиска сущности, а Маркс указал ее для общества, это - способ производства. На основе способов производства возникают общественные классы, которые творят историю. Маркс также предсказал смену капитализма коммунизмом - бесклассовым, бестоварным обществом.
В исследованиях автора показано, как в истории России с древнейших времен менялись способы производства, как они порождали новые общественные классы и как происходила смена общественных формаций. Исследования представлены на сайте: https://clck.ru/36yf24
Сегодня в мире господствует капиталистический способ производства, сущностью которого служит наемный труд. Именно наемный труд отличает капитализм от семейного буржуазного производства, а рынок труда - ключевое отношение между трудом и капиталом.
Глобализация и стремительное технологическое развитие усилили негативные тенденции рынка труда: обострилось зарплатное неравенство между классами и странами, что сеет вражду между людьми и ведет к гражданским и мировым войнам.
Только заменив рынок труда государственными неизменными окладами и планомерным распределением трудовых ресурсов можно ликвидировать неравенство и предотвратить войны и революции. Россия ближе прочих стран подошла к такой необходимости. Об этом свидетельствует политический кризис, который проявился внезапной популярностью безвременно ушедших лидеров оппозиции, поэтому именно Россия должна первой заменить рынок труда государственным регулированием и войти в коммунизм.