Найти тему
Онлайн-школа Joki Joya

Математика — только по любви. Как подружить ребенка с цифрами?

Оглавление

— Фермер собрал 4 тонны кофейных зерен. Из них 940 кг он продал на шоколадную фабрику, а остальные зерна поместил в 68 мешков поровну. Сколько килограммов зерен в каждом мешке? Петров, к доске!
— Чего?..

«Достала меня эта математика!» Эта фраза точно входит в ТОП-5 наиболее частых слов школьников. Почему детям так не нравится математика? Можно ли помочь им ее полюбить? Разберемся в этой статье.

«Завтра математика первым уроком. Притворюсь больным и не пойду». Почему так?

Причин нелюбви детей к математике может быть несколько:

  1. Ребенку банально скучно. Крайне важна подача материала и харизма педагога, чтобы увлечь ребенка любым знанием, особенно в начальной школе;
  2. Ребенок боится математику. Да, царица наук бывает страшной. В ней все слишком четко, нет места для рассуждений и вариативных ответов: дано — это, требуется — это. Если не понимаешь предмет и боишься допустить ошибку — каждый урок превращается в стресс;
  3. У ребенка нет мотивации учить математику. Особенно это актуально, если математика кажется ему слишком сложной. Не каждый взрослый сломя голову рвется преодолевать сложности. А ребенку и подавно не хочется этого делать. Особенно — если у него нет понимания, как математика пригодится в жизни. Отсутствие понимания, зачем нужен тот или иной предмет = отсутствие мотивации прикладывать старания.


Что делать в каждом конкретном случае?

Если ребенок боится

Сильный страх допустить ошибку губителен для интереса к любому предмету.

Вова раз за разом получает низкие оценки по математике, смотрит на пометки красной ручки в тетради и приходит к выводу, что он — хуже остальных. Первое время он старается, но у него все равно ничего не получается. Срабатывает защитная реакция: «Ну и зачем мне весь вечер за этим учебником сидеть, если все равно не получится?»

В начальных классах ребенок еще не отделяет себя от своих действий. В его картине мира все выглядит именно так:
«Если я делаю что-то неправильно, я плохой». Важно объяснить, что ошибки не делают нас хуже. Даже наоборот! Ошибки — наши главные помощники.

Вот как помочь ребенку начать проще относиться к ошибкам:

  • Хвалите действие, а не результат. Получил пятерку за контрольную? Это, конечно, замечательно. Но еще круче — то, что ребенок готовился к ней, подошел к вам за помощью, а в тетрадке писал очень аккуратным почерком.
  • Покажите ребенку на своем примере, что в ошибках нет ничего страшного. Например, намеренно допустите ошибку, когда будете помогать ему делать уроки. А когда он вас исправит, отреагируйте максимально спокойно: «Как здорово, что ты меня поправил! Теперь я точно запомню, как решать такой пример/писать это слово».
  • Позитивная реакция даже на самые сложные задачи. «Ух ты! Да, это уравнение действительно очень сложное. Классно! Я давно хотела поломать голову над чем-то эдаким. Давай вместе?»
-2

Если у ребенка нет мотивации

Мотивация может быть внешней и внутренней.

Внешняя — это: «Я буду делать математику, потому что за пятерки родители меня награждают сладостями и карманными деньгами». Или наоборот: «Я обязательно разберусь, как решать такой тип задач, ведь иначе родители меня накажут».

Материальная мотивация окажет лишь временный эффект, но вскоре у ребенка появится желание получать еще большее вознаграждение за старания. А если вознаграждения ему наскучат, он снова опустит руки и оставит попытки подтянуть знания по предмету.

Внутренняя мотивация — совсем другое дело. Ребенок может с неподдельным интересом погружаться даже в самый сложный предмет, если он понимает, для чего конкретно он это делает. Например:

  1. Вова старается исправить четверку по математике, потому что мечтает изучать звезды и открыть новые планеты. А для этого математика обязательно пригодится!
  2. Света упорно решает примеры в столбик, потому что хочет раскрыть все свои способности и таланты. Она очень грамотно пишет и выразительно читает стихи, так почему бы не стать лучше еще и в математике?
  3. Лиля просто заинтересована всем окружающим миром. Ей интересно, как происходит смена сезонов, как Пушкин сочинял стихи и как работает удивительно точный математический мир. Ей все еще сложно решать задачки на скорость, но она упорно возвращается к ним и радуется каждому уроку математики. Потому что эти уроки еще больше открывают для нее мир.
Развитый интеллект пригодится не только математикам :)
Развитый интеллект пригодится не только математикам :)

Поиск мотивации для каждого ребенка — процесс индивидуальный. Шаблонов здесь нет. Присмотритесь, чем интересуется ваш ребенок, попробуйте обсудить с ним его мечты о будущем. В возрасте начальных классов это могут быть именно мечты, а не полноценные планы. Поэтому, если ребенок горит идеей стать космонавтом и колонизировать Марс — пусть это и станет его мотивацией к учебе. Со временем она преобразится во что-то иное.

Если ребенку неинтересно

Математика многим детям кажется скучной именно потому, что в ней нет места для фантазий. Всё очень четко, никуда нельзя отступить даже на шаг.

На литературе учительница рассказывает интересные истории, на уроках русского языка можно проявить творческую жилку, на окружающем мире — поразиться фактам о природе. С математикой все сложнее. Здесь важна манера подачи материала, харизма педагога, его старания по вовлечению ребенка в процесс обучения.

Чтобы сделать математику интереснее, можно объяснить ребенку ее пользу на примере реальной жизни.

Например:
«Вот эта формула нужна нам для того, чтобы мы могли вычислить, через сколько месяцев твои карманные деньги превратятся в новенький телефон».

Или:
«А эта задача мне кое-что напоминает! Помнишь, как мы бабушке вчера вкусняшки покупали и пытались высчитать, сколько грамм конфет ей на неделю хватит? Тут то же самое!»

Также математика становится увлекательной
в игровом формате. Игра — прекрасный педагогический инструмент, который решает сразу несколько проблем. Во-первых, это интересно. Во-вторых, во время игры ребенок не боится ошибиться. В-третьих, появляется живая мотивация — каждый урок становится словно новым уровнем в любимой компьютерной игре. Нужно победить главного босса (пусть это будет сложное уравнение), найти все бонусы, спрятанные в локации, и повысить игровой скилл!

Именно поэтому в
онлайн-школе Joki Joya мы используем интерактивный формат обучения. С ним математика полюбилась многим нашим ученикам. Попробуйте и вы.