Найти в Дзене
Газета Metro Петербург

Быть громким, чётким, понятным: Metro проверило на себе заповеди комедийной импровизации

   Боис подсказывает, как можно улучшить сценку.Александр Курковский / Metro
Боис подсказывает, как можно улучшить сценку.Александр Курковский / Metro

В школе современной фотографии, прямо в фотостудии, состоялось пробное занятие. Чтобы успокоить нервы, засыпала вопросами основателя школы "Импро Культура" Бориса Базарова. Узнала от него, что комедийная импровизация - это не стендап и мне не обязательно обладать каким-то актёрским мастерством, но легче не стало.

- Ну, какие у вас эмоции? Паникуете? - как будто почувствовав моё состояние, спросил Борис.

- Куча эмоций! - со смешком выдавила я.

- Значит, импровизация уже началась! - с многозначительной улыбкой сказал загорелый мужчина в голубой рубашке и дорогих часах. - Меня зовут Андрей, у меня такой запрос - я учусь выступать публично, но тело всегда скованно. Смогу ли я это исправить здесь?

"В стендапе всё заготовлено и комик берёт всё внимание на себя, в импрове - наоборот, всё зависит от взаимодействия с партнёром. Нам необязательно быть смешными. Используемые нами приёмы уже делают наши действия смешными. Мы разыгрываем сценки как настоящие актёры, однако не сильно погружаемся в тонкости актёрского мастерства"

- Борис Базаров, преподаватель комедийной импровизации

Борис кивнул и попросил стать в круг: началось знакомство. Мы выполнили серию упражнений на концентрацию, скорость и внимание - одно страннее другого. Сначала посылали друг другу хлопки со словами "зиб-заб-зоб". Каждый должен был проговорить чётко одно из частей "заклинания", выставив руки по направлению к "принимающему". С каждым кругом скорость и сложность увеличивались: заклинания сменил звук, который, по нашему мнению, издаёт самурай, а потом добавились имена товарищей-импровизаторов и названия видов спорта - баскетбол, футбол, бадминтон. Между прочим, приёмы из них тоже надо было изобразить и "передать" другому.

Мои первые "Кий-я!" походили на писк, а футбольные пасы - на неуверенное желание потрогать ногой лужицу. Но не я одна чувствовала себя не в своей тарелке - стоявший рядом Макар, светловолосый парень с очень живой мимикой, часто путался и впадал в ступор.

- Ошибаться - это нормально! Ошибочки - это маленькие подарочки! - снова успокаивал нас Борис. - Главное - говорить громко, чётко, уверенно. Поверьте в то, что говорите.

- Поверить в то, что мы самураи? Или убиваем? - попытался пошутить Макар.

- И то и то, - похихикал Борис. - Но не переборщите!

   Андрей (в голубом) изображает лампочку, рядом Феликс (в красном) — Ленина-гриб, Оксана (в комбинезоне) — дрель, а Вадим (в фиолетовом) — стену.Александр Курковский / Metro
Андрей (в голубом) изображает лампочку, рядом Феликс (в красном) — Ленина-гриб, Оксана (в комбинезоне) — дрель, а Вадим (в фиолетовом) — стену.Александр Курковский / Metro

Раскачка закончилась, круг разбился на пары. Мы стали загадывать друг другу ассоциации, на время. И тут имелся большой подвох: моя ассоциация должна быть логичным продолжением ассоциации партнёра. То есть, если он сказал "зуб", а я - "олень", это не засчитывалось. По словам Бориса, основной принцип импровизации - "соглашайся и дополняй".

- Мы не тратим время на вопросы и споры, а вместе с партнёром строим историю, предлагая для неё следующие шаги, - объяснял нам преподаватель. - Что бы ты не предложил - твою идею поддержат. Главное - без абсурда!

Но без него не получилось.

- Макар, пошли в кукольный театр! Чтобы туда пойти, нам нужна кукла, это точно, - начинаю я сценку.

- Да, согласен, а ещё ... Нам нужна труппа, которая будет помогать делать спектакль! - подхватывает Макар.

- Костюмы! Костюмы... Да. Всем нужны костюмы! - соглашаюсь я.

- Точно! Раз так много людей в костюмах, по-хорошему нам нужны рабы... Чтобы кормить столько людей, - пытаясь сдержать смех, выговаривает Макар.

Звучит таймер, и мы оба заливаемся хохотом.

Заветное "дзинь" звучало ещё раз шесть. За это время то ли магия смеха раскрепостила нас, то ли мы сами поверили в то, что говорили, но такой я себя ещё не знала.

   Я изображаю берлогу, а Максим (справа) — медведя.Александр Курковский / Metro
Я изображаю берлогу, а Максим (справа) — медведя.Александр Курковский / Metro

Также мы изображали разных существ и даже предметы. Кто-то вставал в позу "Ленина-гриба", кто-то становился лампочкой. Оказывается, я могу смешно изображать и двухголового профессора, и русалку-сестру, которая стащила у Зевса "тригубец", чтобы спасти дельфина... Ещё демонстрировали при помощи тела "парные" предметы, например, я - садовника, а миниатюрная брюнетка Аня - землю, которую я раскапывала.

- Я очень жизнерадостный человек, лёгкий на подъём. Думал, мне всё это легко будет даваться, а оказалось, импровизация это не так-то просто! - признался мне Макар, когда всё закончилось.

Тем не менее, расходились мы полные впечатлений - как будто побывали в летнем лагере, котором ни одна смена без открытый и локальных шуточек не обходится.

Лариса Верченко