Найти тему

Культурное впечатление прошлого воскресенья

Конец зимы и начало весны отметила посещением трёх выставок и трёх спектаклей. Но каждый из них заслуживает отдельного рассказа. Поэтому начну с того места, на котором остановилась в прошлый раз.

Академия Художеств. В предверии выставки
Академия Художеств. В предверии выставки

Выставка «Возвращение» в Академии Художеств.

На следующий день, после яркого искристого субботнего вечера в Капелле , были планы просто побыть дома.

Но вдруг выяснилось, что выставка в Академии Художеств, которую давно собирались посетить, работает последнюю неделю! А на следующие выходные у нас уже намечены другие мероприятия. Чтобы не упустить возможность увидеть новое и интересное, в последнее воскресенье февраля мы с подругой отправились на выставку «Возвращение» посвящённое двум самобытным художникам, в своё время покинувшим Россию - Николаю Фешину и Степану Эрьзи.

В холле Академии
В холле Академии

Название выставки не случайно. Имена этих двух художников - эмигрантов известны далеко не всем и экспозиция в Рафаэлевском и Тициановском залах Академии Художеств не только символическое возвращение Николая Фешина в стены Академии , где он учился и напоминание о возвращении Степана Эрьзи из эмиграции, но и открытие этих мастеров для тех, кто вроде меня, раньше ничего о них не знал. Хорошо что мы не упустили возможность познакомиться с их творчеством и биографиями.

С. Эрьзя  фотополотно  на стене
С. Эрьзя фотополотно на стене

Н. Фешин ( такие фотополотна с информацией о художнике закрывали окна залов)
Н. Фешин ( такие фотополотна с информацией о художнике закрывали окна залов)

Выставка основана на сопоставлении Н. Фешина и С. Эрьзя. Два художника объединены похожими судьбами - оба родились вдалеке от столиц - Фешин в Казани, Эрьзя в Симбирской губернии. Оба начинали как мастера прикладного искусства - Николай с девяти лет работал в мастерской отца- резчика иконостасов, а Степан учился в иконописных мастерских. Дальнейшее обучение обоих проходило в столицах, Фешин учился в у нас, в Санкт-Петербурге в Академии Художеств , где сейчас и проходит выставка, а Эрьзя учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и решил навсегда связать свою жизнь со скульптурой.

Н. Фешин Автопортрет
Н. Фешин Автопортрет

С. Эрьзя Автопортрет
С. Эрьзя Автопортрет

В начале 20 века оба художника добиваются больших успехов , много выставляются, о них пишет критика, приходит признание и слава. Соединив в своём творчестве традиционное и народное начала , оба мастера сумели сказать новое слово в искусстве.

Н. Фешин Портрет Ивана Сергеевича Теплова
Н. Фешин Портрет Ивана Сергеевича Теплова

С. Эрьзя Женский портрет
С. Эрьзя Женский портрет

Но грянула революция и Гражданская война. Ни Фешин, ни Эрьзя так и не смогли приспособиться к новой жизни, найти себя в искусстве победившего пролетариата. Слишком крут был перелом всего жизненного уклада, и не могла ужиться свобода творческой личности с требованиями нового государства.

Н. Фешин А. Луначарский
Н. Фешин А. Луначарский

С. Эрьзя Иосиф Сталин
С. Эрьзя Иосиф Сталин

Они оба уехали. Фешин эмигрировал в Америку и прожил там до самой смерти . Что самое интересное - в США художник считается национальным американским живописцем!

Н. Фешин Аргентинка
Н. Фешин Аргентинка

А Степан Эрьзя уехал в Париж, затем поселился в Аргентине. Но желание вернуться на родину никогда не оставляло его и оно осуществилось в 1950 году.

С. Эрьзя Тоска
С. Эрьзя Тоска

Возвращение художников можно считать последним сближением в их биографиях. Фешин вернулся в Россию в 1976 году своими работами, и его прах был перезахоронен на Родине, такова была воля самого художника, которую осуществила его дочь .

Н. Фешин Портрет дочери
Н. Фешин Портрет дочери

Степан Эрьзя последнюю часть жизни прожил в Советском Союзе , был признан и успешен. Его называли «русским Роденом»

С. Эрьзя Мать и дитя ( с другой стороны)
С. Эрьзя Мать и дитя ( с другой стороны)

С. Эрьзя Мать и дитя
С. Эрьзя Мать и дитя

. Скульптор был мастером микеланджелевского типа, любящий прямую вырубку в твёрдом материале, словно сразу провидящий образ своего будущего произведения .

С. Эрьзя Женский портрет
С. Эрьзя Женский портрет

Признаюсь, больше всего на этой выставке поразили именно работы Степана Дмитриевича Нефёдова , Эрьзя - это его псевдоним.

-17

Скульптуры из дерева в стиле модерн покоряют воображение! Степан Эрьзя видел красоту в исходном материале, в изящных изгибах и переплетении корней. Художник оставлял их нетронутыми, сочетая творение человека с созданием самой природы.

С. Эрьзя Отчаяние
С. Эрьзя Отчаяние

Эрьзя долго жил и творил в Аргентине, где нашёл для своих творений идеальный материал - местные деревья кебрачо (руби топор) и альгарробо (сожги топор). Он придумал технику их обработки, изобрел мастику, которой натирал свои скульптуры и никто до сих пор так и не раскрыл секрет этой мастики. А вернувшись в Россию привез не только свои прекрасные творения, но и целый вагон коряг и деревьев этих пород, обеспечив себя работой до конца жизни.

Коряга дерева альгарроба материал для работ С. Ерьзи
Коряга дерева альгарроба материал для работ С. Ерьзи

Живописные полотна Николая Фешина, ученика И. Репина, последователя В. Серова, которые представлены на выставке, говорят о его высочайшем мастерстве и таланте, и оставляют неизгладимое впечатление .

Н. Фешин Портрет Марии Тепловой
Н. Фешин Портрет Марии Тепловой

В первом зале выставлены работы, которые были созданы до эмиграции - "Беспризорник", "Капустница", "Портрет отца", "Портрет матери", , "Катенька", "Портрет дочери".

Н. Фешин Алёша Теплов
Н. Фешин Алёша Теплов

Масштабное полотно "Капустница" – дипломная работа Николая Фешина, 1909 года. За эту работу он удостоился поездки в Западную Европу. Эта картина находится в постоянной экспозиции музея Академии художеств.`

Н. Фешин Капустница
Н. Фешин Капустница

Все знаковые работы Фешина находятся во 2 зале музея. "Обливание" и "Бойня" , "портрет Вари Адоратской", "портрет Маши Быстровой", "портрет жены" и т. д.

Н. Фешин Портрет Вари Адоратской
Н. Фешин Портрет Вари Адоратской

Н. Фешин Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой
Н. Фешин Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой

На посещение этой выставки у нас ушло четыре часа!

Тициановский зал
Тициановский зал

-26

-27

-28
Выставка в Рафаэлевском зале
Выставка в Рафаэлевском зале

Сначала с экскурсией, а потом сами мы долго ходили, рассматривали картины и скульптуры, удивлялись, восхищались и поражались выдающимися талантами этих замечательных творцов, наших соотечественников, которые находясь на чужбине никогда не забывали что истоки их искусства и родина - Россия.

Автограф Эрьзя
Автограф Эрьзя
Автограф Фешина
Автограф Фешина

А вы любите посещать подобные выставки? Какие из них оставили наиболее яркое впечатление? Поделитесь в комментариях, поговорим об искусстве !

Рада новым подписчикам!

Если понравилось, отметьте пожалуйста 👍. Это помогает продвижению канала. 

Спасибо всем за внимание! 

До встречи!😊