Конец зимы и начало весны отметила посещением трёх выставок и трёх спектаклей. Но каждый из них заслуживает отдельного рассказа. Поэтому начну с того места, на котором остановилась в прошлый раз.
Выставка «Возвращение» в Академии Художеств.
На следующий день, после яркого искристого субботнего вечера в Капелле , были планы просто побыть дома.
Но вдруг выяснилось, что выставка в Академии Художеств, которую давно собирались посетить, работает последнюю неделю! А на следующие выходные у нас уже намечены другие мероприятия. Чтобы не упустить возможность увидеть новое и интересное, в последнее воскресенье февраля мы с подругой отправились на выставку «Возвращение» посвящённое двум самобытным художникам, в своё время покинувшим Россию - Николаю Фешину и Степану Эрьзи.
Название выставки не случайно. Имена этих двух художников - эмигрантов известны далеко не всем и экспозиция в Рафаэлевском и Тициановском залах Академии Художеств не только символическое возвращение Николая Фешина в стены Академии , где он учился и напоминание о возвращении Степана Эрьзи из эмиграции, но и открытие этих мастеров для тех, кто вроде меня, раньше ничего о них не знал. Хорошо что мы не упустили возможность познакомиться с их творчеством и биографиями.
Выставка основана на сопоставлении Н. Фешина и С. Эрьзя. Два художника объединены похожими судьбами - оба родились вдалеке от столиц - Фешин в Казани, Эрьзя в Симбирской губернии. Оба начинали как мастера прикладного искусства - Николай с девяти лет работал в мастерской отца- резчика иконостасов, а Степан учился в иконописных мастерских. Дальнейшее обучение обоих проходило в столицах, Фешин учился в у нас, в Санкт-Петербурге в Академии Художеств , где сейчас и проходит выставка, а Эрьзя учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и решил навсегда связать свою жизнь со скульптурой.
В начале 20 века оба художника добиваются больших успехов , много выставляются, о них пишет критика, приходит признание и слава. Соединив в своём творчестве традиционное и народное начала , оба мастера сумели сказать новое слово в искусстве.
Но грянула революция и Гражданская война. Ни Фешин, ни Эрьзя так и не смогли приспособиться к новой жизни, найти себя в искусстве победившего пролетариата. Слишком крут был перелом всего жизненного уклада, и не могла ужиться свобода творческой личности с требованиями нового государства.
Они оба уехали. Фешин эмигрировал в Америку и прожил там до самой смерти . Что самое интересное - в США художник считается национальным американским живописцем!
А Степан Эрьзя уехал в Париж, затем поселился в Аргентине. Но желание вернуться на родину никогда не оставляло его и оно осуществилось в 1950 году.
Возвращение художников можно считать последним сближением в их биографиях. Фешин вернулся в Россию в 1976 году своими работами, и его прах был перезахоронен на Родине, такова была воля самого художника, которую осуществила его дочь .
Степан Эрьзя последнюю часть жизни прожил в Советском Союзе , был признан и успешен. Его называли «русским Роденом»
. Скульптор был мастером микеланджелевского типа, любящий прямую вырубку в твёрдом материале, словно сразу провидящий образ своего будущего произведения .
Признаюсь, больше всего на этой выставке поразили именно работы Степана Дмитриевича Нефёдова , Эрьзя - это его псевдоним.
Скульптуры из дерева в стиле модерн покоряют воображение! Степан Эрьзя видел красоту в исходном материале, в изящных изгибах и переплетении корней. Художник оставлял их нетронутыми, сочетая творение человека с созданием самой природы.
Эрьзя долго жил и творил в Аргентине, где нашёл для своих творений идеальный материал - местные деревья кебрачо (руби топор) и альгарробо (сожги топор). Он придумал технику их обработки, изобрел мастику, которой натирал свои скульптуры и никто до сих пор так и не раскрыл секрет этой мастики. А вернувшись в Россию привез не только свои прекрасные творения, но и целый вагон коряг и деревьев этих пород, обеспечив себя работой до конца жизни.
Живописные полотна Николая Фешина, ученика И. Репина, последователя В. Серова, которые представлены на выставке, говорят о его высочайшем мастерстве и таланте, и оставляют неизгладимое впечатление .
В первом зале выставлены работы, которые были созданы до эмиграции - "Беспризорник", "Капустница", "Портрет отца", "Портрет матери", , "Катенька", "Портрет дочери".
Масштабное полотно "Капустница" – дипломная работа Николая Фешина, 1909 года. За эту работу он удостоился поездки в Западную Европу. Эта картина находится в постоянной экспозиции музея Академии художеств.`
Все знаковые работы Фешина находятся во 2 зале музея. "Обливание" и "Бойня" , "портрет Вари Адоратской", "портрет Маши Быстровой", "портрет жены" и т. д.
На посещение этой выставки у нас ушло четыре часа!
Сначала с экскурсией, а потом сами мы долго ходили, рассматривали картины и скульптуры, удивлялись, восхищались и поражались выдающимися талантами этих замечательных творцов, наших соотечественников, которые находясь на чужбине никогда не забывали что истоки их искусства и родина - Россия.
А вы любите посещать подобные выставки? Какие из них оставили наиболее яркое впечатление? Поделитесь в комментариях, поговорим об искусстве !
Рада новым подписчикам!
Если понравилось, отметьте пожалуйста 👍. Это помогает продвижению канала.
Спасибо всем за внимание!
До встречи!😊