Посвящается 185-летию со Дня рождения Модеста Петровича Мусоргского
Солидный юбилей пришелся на март этого года – 185 лет со дня рождения великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Он родился 9 (21) марта 1839 г. Вписал себя в мировую музыкальную культуру, прежде всего, как автор знаменитой оперы «Борис Годунов». В этом году также исполняется 150 лет ее первому исполнению.
В связи с этим в Московском музее Петра Ильича Чайковского 6 марта с. г. открылась выставка, приуроченная к юбилею и посвященная историческому пути «Бориса Годунова».
Хочется, однако, обратить внимание и на другое произведение Модеста Петровича. Это программный фортепианный цикл «Картинки с выставки». Парадокс, но его можно назвать менее известным, но не менее популярным.
Источником вдохновения для композитора послужила посмертная выставка картин и рисунков русского художника Виктора Гартмана (1834 - 1873), организованная через год после его безвременной кончины. Мусоргский дружил с Гартманом и был потрясен его скоропостижным уходом из жизни. Он и подтолкнул композитора написать в честь художника фортепианный цикл, который стал музыкальной иллюстрацией к работам Гартмана в виде прогулки по воображаемой галерее. Так память о художнике оказалась увековечена в музыке.
Оригиналы картин, послужившие источником вдохновения М. П. Мусоргского
Композитор писал «Картинки…» с огромным воодушевлением. «Звуки… и мысль в воздухе повисли.., едва успеваю царапать на бумаге, - читаем в письме музыкальному критику Владимиру Стасову. Цикл был написан за три недели.
Специалисты нередко именуют «Картинки…» произведением, неудобным для исполнения, его даже называли музыкальными эскизами. Но одновременно «Картинки с выставки» с их яркими театральными образами оказались богатейшим материалом для последующих экспериментов с новыми выразительными средствами, включая электронику второй половины XX века. Сегодня насчитывается свыше 40 различных оркестровок и переложений «Картинок…» для оркестра, сольных инструментов и ансамблей.
В классическом формате наиболее известна оркестровка Мориса Равеля, датированная 1922 г. и записанная на пластинку спустя восемь лет. Сегодня ее можно услышать, например, в исполнении оркестра Санкт-Петербургской Государственной Академической Филармонии им. Д. Д. Шостаковича.
М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки», оркестровка М. Равеля. Оркестр Санкт-Петербургской Государственной Академической Филармонии им. Д. Д. Шостаковича.
В 1963 г. вышел диск с записью джазовой интерпретации «Картинок…» - Pictures At An Exhibition Framed In Jazz - в исполнении американского камерного джазового секстета (Chamber Jazz Sextet) под руководством Эллина Фергюсона (Allyn Ferguson).
Модест Петрович, сам того не подозревая, сделал также немалый вклад в развитие мировой рок-культуры. На «Картинки с выставки» обратила внимание одна из выдающихся британских рок-групп трио Emerson, Lake & Palmer/ELP (клавишные, бас-гитара, ударные). Keith Emerson до этого играл в группе Nice, где активно занимался адаптациями классических произведений к стилю рок, закладывая основы симфо-рока. В 1972 г. ELP выпустили подобную адаптацию в виде программного рок-альбома Pictures at an Exhibition.
В фортепианных аккордах русского композитора оказалась заложена могучая, просто мистическая сила, которая невероятно выразительно зазвучала в электронной клавишной аранжировке для синтезатора, гитары и ударных трех британских музыкантов. Это было потрясение, которое привлекло внимание многих к классике, именно к русской классике. Вот и славно!
При советской власти, когда рок-музыка не запрещалась, но и не приветствовалась, «Картинки…» в общении с чиновниками были одним из серьезных аргументов в ее пользу, поскольку наглядно демонстрировали эволюционную связь рок-культуры и классики.
Сокращенная версия «Картинок с выставки» в исполнении ELP.
Полная версия "Картинок c выставки" в исполнении ELP.
В 1975 г. свою интерпретацию «Картинок…» сделал японский корифей синтезированной музыки Исао Томита (Isao Tomita). В его варианте в некоторых картинках из-за обилия мелких деталей создается ощущение хаотичного звукотворчества, но в других они складываются в масштабную картину электронной полифонии.
Isao Tomita. Фрагмент из Pictures at an Exhibition. The Old Castle
Это лишь четыре наиболее известных интерпретации фортепианного цикла Модеста Петровича Мусоргского. В Интернете можно обнаружить много других работ на эту тему. «Картинки с выставки» звучали и звучат в других жанрах искусства: в театре, кинофильмах, мультфильмах, на тематических дискотечных программах. Они по-прежнему остаются в мировом культурном срезе.