Найти тему

Советские учителя могли себе позволить...

Оглавление

Часто слышу и читаю призывы о том, что нужно вернуть советское образование, что в СССР образование было лучшим, учили хорошо, выпускали грамотных специалистов...

И очень хочется подискутировать на эту тему. Я не готова спорить с утверждением, что система образования в СССР была эффективной, НО! Меня очень сильно раздражает угнетение "умов" учителей, учеников и иже с ними.

"Вот раньше лучше учили," - так говорят, пытаясь спихнуть всю вину за образование на учителя. Якобы, и учить не умеют, и сами не семи пядей во лбу.

А давайте вспомним, что делал советский учитель:

  • учил. Всё.

Да, много и, да, хорошо! Но ему хватало на это времени!

А что вынужден делать современный учитель?

Из интернету (Яндекс)
Из интернету (Яндекс)
  • учить по новым программам (которые надо сначала изучить и которые меняются чаще, чем к ним успеваешь адаптироваться);
  • организовывать внутришкольные олимпиады;
  • участвовать с учениками в муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах (не по желанию, а обязательно);
  • участвовать в предметных неделях (часто и организовывать - это ПОМИМО уроков на этой неделе);
  • участвовать в МО - школьных и городских, и обязательно выступать на них (то есть собрать и подготовить материал);
  • проводить всероссийские уроки (неважно, какая тема урока у тебя запланирована - хоть контрольная, дата и время всероссийского урока не двигаются);
  • изучать новые ФГОСы, которые тоже изменяются все чаще и чаще;
  • писать, адаптировать новые учебные программы и планы (конструктор программ молодец, но и он не так хорошо работал с самого начала);
  • использовать в своей работе ИКТ (обязательно!!! И еще фотоотчет для ТГ школы);
  • прописывать на каждый урок ЭОР только из рекомендованных;
  • использовать образовательные площадки, с которыми школа заключила договор (и всем пофигу, что дети 2 года занимались на Учи.ру, а с нового года будет Я.Класс);
  • проходить 100500 нужных и ненужных курсов БЕЗ отрыва от производства;
  • давать открытые уроки (у нас в регионе традиционно 3 четверть - время городских открытых уроков);
  • участвовать в педагогических конкурсах и иных методических мероприятиях (обычно после работы, когда уже нет сил);
  • быть волонтером, сдавать ГТО, играть в шахматы, ездить на турслеты, плавать, быть чтецом, моделью здоровья, сопровождать на экскурсии и так далее и тому подобное;
  • заполнять таблицы, бланки, отчеты, формы, анкеты, тесты, опросы, подключаться к вебинарам (даже во время урока!!!!!! Потому что их для учителей проводят в 1 половине дня);
  • обязательно на уроке использовать дифференцированный подход, учитывать особенности развития каждого, помнить все высказывания Выготского, использовать ИИ, новые педтехнологии и практики, не забывать про элементы профориентации, рассказывать про значимые даты. И все это фотографировать и писать заметки в соцсети школы;
  • а еще быть ответственным за жизнь и здоровье учеников, оставаться крайним в любой ситуации и терпеть унижения, потому что школа перешла на детоцентризм.

Причем именно фотоотчет и заметки выходят по значимости на первый план. А еще ФОРМАЛЬНЫЕ показатели. Нужно больше, выше, сильнее! А времени на предмет не остается.

И правильно сказал в своем интервью Алексей Савватеев (математик):

Там миллион целей поставлено министру Кравцову

но все они практически не связаны с получением знаний - это повышение активности, допобразование, подключение к "Сферум"...

Умные у нас учителя, но затюканные показателями, которых нЕкогда (а некоторых и нЕзачем) добиваться; родителями, которые везде лезут со своим мнением; учениками, которые знают в основном свои права, а не обязанности, и руководством, которым важно лишь получить "звездочки" от депообразования (или хотя бы не получить по шее).

Стандартная школа
Стандартная школа

Учитель оказался на самом дне этой пищевой цепочки. В одной школе один директор на педсовете так и сказал относительно какой-то задачи (цитирую):

Я буду ориентироваться на комфорт учеников, потом родителей, и в последнюю очередь на учителей.

И зарплата... Но это уже другая история, которую 100500 раз обсуждали и в которой традиционно комментаторы разбиваются на 2 лагеря: учителя и понимающие их, которые говорят о несоответствии зп и обязанностей, и противоборствующие, имеющие 2 аргумента: "сначала работать научитесь, потому зп просите" и "вы и так ничё не делаете - в обед уже дома".

В общем, учитель сегодня и швец, и жнец, и вообще пипец. И только в последнюю очередь учитель. Тогда не требуйте ЗНАНИЙ! Зато дети будут подключены к Сферум, будут посещать кванториумы и смотреть всероссийские онлайн-уроки на важные темы, которые гораздо важнее навыков быстрого счета в уме.

Бомбите комментариями )