Всем здравствуйте, уважаемые читатели, давно я ничего не писал, а тем для повествования накопилось много. Сегодня хочу рассказать про поездку из Белграда в черногорский город Бар на ночном поезде.
Покупка билетов
Билеты покупаются в новом, еще строящемся центральном вокзале Белграда за мостом Газела, в старой части города. Покупка недоступна онлайн и поехать заранее на пару дней или недель на вокзал все же предстоит, но это даже и хорошо, можно посмотреть как удобнее добираться, и как потом не потеряться в нем. Ездил я в августе 2023 года, тогда еще вокзал небыл открыт и билеты покупались на -1 этаже, собственно поезда отправляются оттуда же. Цена за одного человека на ночной поезд, с сидячим местом, около 3000 Динар в одном направлении. Обратный билет не брали, потому что не знали точную дату возвращения и покупали уже в Черногории. К оплате принимаются как наличные так и банковские карты (не из РФ). По английский кассиры кое-как разговаривают, купить билеты не затруднительно. Паспорт не нужен, билеты не именные.
Важно!
Берите билет с резервацией места!!
Если возьмете билет без резервации, то будете сидеть просто на свободных, а если места не останется, то будете сидеть в тамбуре на чемодане. Так что при покупке, если у вас не спросят про резервацию, то сами скажите, это важно. Резервация печатается отдельно как еще один билет с указанием ваших мест.
Поезд и отправление
Поезд снаружи это конечно просто тихий ужас. Выглядит как старая электричка, которой уже лет 50, так еще и вся разукрашена граффити. Правда скажу внутри лучше, чем снаружи.
Но приезжает и отправляется ровно, без опозданий. Отправление было около 8 часов вечера. Все вагоны сами по себе разные, ни один из них не похож на другой, видимо слепили из того что было. В направлении Бара, вагоны были как меленькие купе, 6 сидячих мест и дверка которую можно было закрыть от внешнего прохода. Внутри чисто, места были широкие и для сидячего варианта вполне нормально. Были также и розетки, а диван можно разложить как кровать до середины прохода, в теории, если брать два места друг напротив друга, то можно и лечь в полный рост.
Процесс поездки
По началу все было хорошо, с нами ехала семейная пара с одним ребенком и еще один человек. Интересно стало дальше, поезд ночной, остановок не так много. Но в соседних отделениях была молодежь которая на полную катушку слушала музыку, орала и вела себя, очень не очень. Видимо лето и поездка на море придавала настроение. Никакого контроля в вагонах нет, никто за порядком не следит. Тусовка была часов до 2-3 ночи. Я не курящий человек и не очень люблю нюхать запах табака. Но все кто были не в нашем купе выходили в общий коридор и постоянно там курили, поэтому дверь в проход всю дорогу была закрыта. Но самое неприятное что в одном из отделений ехали какие-то мужики, которые сильно напились в дороге, и начали по среди ночи кого-то искать. Когда в полусне ночью открывается дверь в купе и пьяный мужик начинает что-то спрашивать, становится очень некомфортно.
Хочется на самом деле сказать, что просто повезло, повезло что ни орущие дети, ни пьяные мужики не ехали с нами в купе, иначе это может обернуться испорченным началом отпуска или другими неприятностями. Так что тут советую уже самому взвешивать решение, потому что вам могут такие соседи и не попасться вовсе или наоборот вы можете попасть в купе пьющих мужиков. Но на своем опыте предупреждаю, что такое вполне может быть и надо быть к этому готовым, что возможно спать вы не будете в эту ночь.
В какой-то момент люди все заходили и заходили на разных станциях и в вагоне просто не осталось места. Все люди у которых были билеты без резерва места, просто начали толпиться в коридоре. И ладно бы это было не долго, но им так предстояло ехать еще целую ночь, часов 9. Люди просто садились на свои сумки, чемоданы и полусидя в узком проходе пытались спать. Не очень понятно зачем продавать билеты без резерва, люди потом просто мучаются когда места заканчиваются.
До границы Сербии поезд доехал по графику, постоял минут 40, должна была войти пограничная полиция Сербии, проверить документы, поставить печати. Но по прошествии времени, никто даже не появился в целом вагоне и поезд поехал дальше. На территории же Черногории пограничники зашли, просто спросили есть ли иностранцы, если есть то ставили печать и шли сразу дальше, долго не задерживаясь, им явно это делать просто лень.
После пограничного контроля тусовки подутихли, и можно было хоть как-то поспать. Поезд стал ехать очень медленно, много стоял. В Подгорице и около нее вообще показалось, что здесь не машины ждут пока поезд пройдет, а поезд ждет каждый светофор, которых не мало. По итогу поезд приехал с задержкой часа на два с половиной от назначенного времени.
Единственный большой плюс, что когда вы въезжаете в Черногорию, открываются очень красивые виды, рассвет, солнце, горы, просто сказка, особенно красиво Скадарское озеро.
Первая крупная остановка у моря в городе Сутоморе, процентов 30 людей вышло в Подгорице, в Сутоморе вышло еще процентов 50, а до Бара остается совсем мало людей. Но это и логично, от Сутоморе ближе к популярным курортным городам. В Баре на выходе из вокзала есть автобусный парк из которого едут автобусы в разные части Черногории, в основном до Будвы, но есть и обычные городские автобусы которые едут в центр. Там же можно и сесть на такси, но берут они не мало, дешевле намного доехать на автобусе до нужного вам города.
Возвращение обратно
Купили мы билеты на вокзале в Черногории за несколько дней до отправления, тоже сидячие и тоже с резервацией. Вышло даже чуть дороже чем из Белграда, около 33 евро с человека.
Поезд едет тот же самый, только был другой вагон.
Вагон оказался на вид как просто междугородний автобус только длинный, по два кресла с каждой стороны.
Окна были все заляпаны, никакой красоты на обратном пути не посмотреть. Окна не открываются, якобы работает кондиционер, но если он и работает то явно очень слабо, потому что было жарко, поэтому рекомендую в путь брать минимум 3 литра воды.
И опять все те же грабли, молодежь с музыкой на телефоне и ходящие курить люди каждые пять минут, курят они в конце вагона у дверей, но так как окна все закрыты, вы едете просто в табаке все 12 часов. Люди пьют, орут, в общем веселятся. Контроля тут тоже никакого, контролеры ничего никому не говорят, просто билеты проверят и все. Успокаиваются все только на погран контроле, после него можно поспать, но ходящие покурить люди так и ходили всю ночь каждые пять минут. Обратная поездка по ощущениям была намного хуже, потому что находишься вместе в одном пространстве с балаганом. Но по ощущениям прошла быстрее, хоть это и не так.
Пограничники заходили и на территории Черногории и на территории Сербии. На границе Черногории даже приходили с собаками и у некоторых проверяли вещи, сигареты. Штампы не ставили, сказали на территории Сербии поставят. Со стороны Сербии пограничник зашел, прошелся посмотрел документы, а когда попросили поставить штамп, он сказал одну минуту, что потом вернется, прошел дальше, вышел из вагона и поезд сразу же отправился. Не знаю в чем смысл не ставить печати, но видимо это делается специально.
Плюсы и минусы
Плюсы:
- Дешево
- Если любите тусовки, то точно найдете себе компанию
- Красивые виды
- Не укачает
Минусы:
- Может попасться неприятная компания в поездке
- Не работает кондиционер
- Нет сервиса
- Нет интернета
- Некурящим будет тяжело
- Едет дольше часа на два
- Не очень подходит для визарана (потом придется нести билеты и доказывать что вы пересекали границу)
Другие варианты
Есть еще автобусы из Белграда, но ехать также долго, может укачать и с туалетом непонятно. По цене тоже самое примерно. Самое лучшее и комфортное это самолет, но в сезон он стоит намного дороже.
Но есть еще одна неплохая опция, это дневной поезд до Бара. В летний сезон специально запускают еще один состав, который проезжает все те же красивые места, но не в ночь, провести время у окошка с красивыми видами очень приятно и спать необязательно. Правда билеты советую купить заранее, могут и закончится.
А выводы по такой поездке делайте сами.
Телеграм канал: https://t.me/SerbToDay
Дзен: https://dzen.ru/serbiatoday
Hvala!