Найти тему
Hélène Fourment

Реформ Петра коснуться взглядом

Дорогие друзья, читатели канала, приветствую наш "закрытый клуб" по интересам!

Это вторая статья из серии "Живописи - быть!" Я сделала новую подборку статей и назвала её "Художники нашего времени". Планирую, что она будет постепенно пополняться, что я смогу познакомить вас со многими замечательными художниками.

Представляю сегодня вашему вниманию ещё одного нашего с вами современника, талантливого профессионального художника, чьи картины помогают мне раскрыть в моих статьях образ и личность Петра Первого.

Кушевский Юрий Александрович, автопортрет
Кушевский Юрий Александрович, автопортрет

Кушевский Юрий Александрович,

мой земляк, родился в 1976 году в Ленинграде. Закончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества в 2006 году, мастерская историко-религиозной живописи под руководством Ивана Ильича Глазунова. За плечами Юрия Александровича выставки в Центральном доме художников, Союза архитекторов, призовые места на конкурсе Третьяковской галереи. Вдвойне приятно представлять выпускников нашей альма-матер, но обещаю, что не буду отдавать преимущество кому-либо из живописцев по этому признаку.

"Новое в России дело"

Расскажу в двух словах о сюжете картины. Художник изобразил процесс постройки двух кораблей - галеасов, они изображены в правой части картины. Один из них почти готов и на нём поднимают флаг, а второй находится на начальном этапе строительства.

Юрий Кушевский. "Постройка в Воронеже флотилии для второго Азовского похода Петра I в 1696 году". Холст, масло, 130х260 см, 2009 год
Юрий Кушевский. "Постройка в Воронеже флотилии для второго Азовского похода Петра I в 1696 году". Холст, масло, 130х260 см, 2009 год

Пётр Первый в первом Азовском походе потерпел неудачу: турки подвозили боеприпасы и провизию в крепость по морю, а у русских не было кораблей. Молодым Петром было принято единственно верное решение - строить флот.

Центральная часть картины, фрагмент.
Центральная часть картины, фрагмент.

Перед Вторым Азовским походом весной 1696 года в Воронеже были заложены боевые корабли. Помимо гребных галер, здесь построили два 36-пушечных галеаса - тип парусно-весельного корабля, название переводится как "большая галера".

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Первый, "Апостол Петр", был спущен на воду в апреле 1696 года, а "Апостол Павел" достраивали прямо на ходу(!!!) при транспортировке под стены Азова. Работами руководил сам Петр Первый. Благодаря успешным действиям кораблей, сумевших блокировать водный путь к турецкой крепости, в июле 1696 года Азов был взят, а выход российским кораблям в Азовское море - открыт.

"Великий рулевой" Пётр I на фрегате "Штандарт"

Эту картину вы уже видели, я использовала её как иллюстрацию одной из статей. Расскажу немного о её сюжете:

Юрий Кушевский. "Великий рулевой" Пётр I на фрегате "Штандарт", 9 сентября 1703 года". Холст, масло. 110см x 150см. 2018 год
Юрий Кушевский. "Великий рулевой" Пётр I на фрегате "Штандарт", 9 сентября 1703 года". Холст, масло. 110см x 150см. 2018 год

"Штандарт" - первый парусный фрегат Балтийского флота Российской империи, заложенный по указу царя Петра I и приказу губернатора Меншикова, участник Северной войны. Был построен на Олонецкой верфи всего за полгода: сам Пётр принимал в строительстве активное участие и стал его первым капитаном. После спуска на воду в августе 1703 года вошёл в состав Балтийского флота России. Строительство вёл корабельный мастер Выбе Геренс. В сентябре 1703 года фрегат под командованием Петра I в звании капитана совершил переход с Олонецкой верфи в Санкт-Петербург.

Юрий Кушевский, Фрегат Петра Великого "Штандарт", холст, масло, 100 x 53см, 2019 год
Юрий Кушевский, Фрегат Петра Великого "Штандарт", холст, масло, 100 x 53см, 2019 год

Вооружение судна составляли 28 орудий, включавших восьми-, шести- и трёхфунтовые пушки, экипаж состоял из 120 человек.

Пётр I ввёл новый флаг - царский штандарт, представлявший собой двуглавого орла на жёлтом фоне
Пётр I ввёл новый флаг - царский штандарт, представлявший собой двуглавого орла на жёлтом фоне

Ранее орел держал в клювах и лапе карты трех морей, к которым Россия имела выход. Получив в результате побед над Швецией выход на Балтику, Петр I добавил к предыдущим и четвертую карту. В 1703 году это событие и было отмечено постройкой 28-пушечного "Штандарта".

Великий рулевой Петр Первый. Фрагмент картины
Великий рулевой Петр Первый. Фрагмент картины

Создание сильного регулярного флота - исключительная заслуга Петра Первого; без этого Россия никогда не получила бы выходы к Азовскому и Балтийскому морям. Петру Первому удалось создать 147 линейных кораблей и фрегатов, множество мелких судов - таков итог 29-летней деятельности царя-реформатора.

Экзамен Петра Великого

С этой картиной вы тоже уже знакомы, расскажу немного и о её сюжете.

"Экзамен Петра Великого", холст, масло 70 x 120см, 2018 год
"Экзамен Петра Великого", холст, масло 70 x 120см, 2018 год

Петру Первому для проведения им задуманных реформ катастрофически не хватало образованных грамотных людей. Государь насильно начал отправлять дворянских детей учиться за границу за казенный счет, чем вызвал сильное недовольство и всяческое сопротивление их родителей. Петр Алексеевич сам следил за исполнением своей воли.

-10

Когда из-за границы возвращались русские моряки после обучения, он лично экзаменовал молодых дворян. В случае же провала экзаменующегося, отправлял его на тяжелые работы.

На следующем фрагменте - позади - "наглая рыжая морда" князя Меншикова. На стуле он придерживает рукой картину, она приготовлена не просто так.

-11

Картины голландского художника Адама Сило, своего любимого живописца, Петр Первый использовал как учебное пособие. Адам Сило до тридцати лет был кораблестроителем и ходил в море в плавание в качестве капитана, а позже стал художником. На его картинах корабельный такелаж был выписан максимально подробно и точно.

-12

Интересно, что художник изобразил Меншикова в вызывающем рыжем парике. Ведь, согласно одному, сегодня звучащему забавно, указу Петра Первого, запрещалось занимать государственные должности людям с рыжими волосами или косоглазием. Возможно, этим самым он хотел подчеркнуть, что "Светлейшему" было позволено всё?

-13

Пётр Первый был строгим экзаменатором. Когда царевич Алексей, его старший сын, вернулся из-за границы, он не хотел сдавать экзамен отцу и, пытаясь прострелить себе руку из пистолета, сильно опалил ее порохом. Он пришел на экзамен и сказал: "Батюшка, не могу сдавать экзамен: чистил пистолет, он выстрелил". Вот так начиналась история, которая впоследствии, как вы помните, закончилась очень и очень плохо.

----------

Представляю вам ещё работы Юрия Кушевского разных лет:

"Аахенский собор, Германия". Холст, масло, 95х120 см, 2019 год
"Аахенский собор, Германия". Холст, масло, 95х120 см, 2019 год

Аахенский собор, фрагмент:

-15

"Над Фонтанкой"

Холст, темпера, 80 x 90см, 2017 год
Холст, темпера, 80 x 90см, 2017 год

"Петербургский канал"

Кушевский Юрий Александрович, бумага, карандаш, 37 x 24см, 2001 год
Кушевский Юрий Александрович, бумага, карандаш, 37 x 24см, 2001 год

Храм Вознесения Господня, город Кимры.

Храм Вознесения Господня (Кимры) построен в 1813 году, колокольня и трапезная в 1829 году.
Храм Вознесения Господня (Кимры) построен в 1813 году, колокольня и трапезная в 1829 году.

Создание росписей интерьера храма.

Юрий Кушевский на лесах
Юрий Кушевский на лесах
"Моление о чаше"
"Моление о чаше"

Ниже: "Моление о Чаше", фрагмент:

-21

"Суд Пилата":

-22

"Суд Пилата", фрагмент:

-23

По ссылке вы можете перейти на страницу ВК Юрия Кушевского, там можно смотреть его работы в альбомах. Страницы в Википедии у него пока нет, но это дело времени.

А я с вами прощаюсь, благодарю за прочтение статьи, продолжение будет.

Всем добра!

Фото обложки
Фото обложки