Дорогие друзья, читатели канала, приветствую наш "закрытый клуб" по интересам!
Это вторая статья из серии "Живописи - быть!" Я сделала новую подборку статей и назвала её "Художники нашего времени". Планирую, что она будет постепенно пополняться, что я смогу познакомить вас со многими замечательными художниками.
Представляю сегодня вашему вниманию ещё одного нашего с вами современника, талантливого профессионального художника, чьи картины помогают мне раскрыть в моих статьях образ и личность Петра Первого.
Кушевский Юрий Александрович,
мой земляк, родился в 1976 году в Ленинграде. Закончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества в 2006 году, мастерская историко-религиозной живописи под руководством Ивана Ильича Глазунова. За плечами Юрия Александровича выставки в Центральном доме художников, Союза архитекторов, призовые места на конкурсе Третьяковской галереи. Вдвойне приятно представлять выпускников нашей альма-матер, но обещаю, что не буду отдавать преимущество кому-либо из живописцев по этому признаку.
"Новое в России дело"
Расскажу в двух словах о сюжете картины. Художник изобразил процесс постройки двух кораблей - галеасов, они изображены в правой части картины. Один из них почти готов и на нём поднимают флаг, а второй находится на начальном этапе строительства.
Пётр Первый в первом Азовском походе потерпел неудачу: турки подвозили боеприпасы и провизию в крепость по морю, а у русских не было кораблей. Молодым Петром было принято единственно верное решение - строить флот.
Перед Вторым Азовским походом весной 1696 года в Воронеже были заложены боевые корабли. Помимо гребных галер, здесь построили два 36-пушечных галеаса - тип парусно-весельного корабля, название переводится как "большая галера".
Первый, "Апостол Петр", был спущен на воду в апреле 1696 года, а "Апостол Павел" достраивали прямо на ходу(!!!) при транспортировке под стены Азова. Работами руководил сам Петр Первый. Благодаря успешным действиям кораблей, сумевших блокировать водный путь к турецкой крепости, в июле 1696 года Азов был взят, а выход российским кораблям в Азовское море - открыт.
"Великий рулевой" Пётр I на фрегате "Штандарт"
Эту картину вы уже видели, я использовала её как иллюстрацию одной из статей. Расскажу немного о её сюжете:
"Штандарт" - первый парусный фрегат Балтийского флота Российской империи, заложенный по указу царя Петра I и приказу губернатора Меншикова, участник Северной войны. Был построен на Олонецкой верфи всего за полгода: сам Пётр принимал в строительстве активное участие и стал его первым капитаном. После спуска на воду в августе 1703 года вошёл в состав Балтийского флота России. Строительство вёл корабельный мастер Выбе Геренс. В сентябре 1703 года фрегат под командованием Петра I в звании капитана совершил переход с Олонецкой верфи в Санкт-Петербург.
Вооружение судна составляли 28 орудий, включавших восьми-, шести- и трёхфунтовые пушки, экипаж состоял из 120 человек.
Ранее орел держал в клювах и лапе карты трех морей, к которым Россия имела выход. Получив в результате побед над Швецией выход на Балтику, Петр I добавил к предыдущим и четвертую карту. В 1703 году это событие и было отмечено постройкой 28-пушечного "Штандарта".
Создание сильного регулярного флота - исключительная заслуга Петра Первого; без этого Россия никогда не получила бы выходы к Азовскому и Балтийскому морям. Петру Первому удалось создать 147 линейных кораблей и фрегатов, множество мелких судов - таков итог 29-летней деятельности царя-реформатора.
Экзамен Петра Великого
С этой картиной вы тоже уже знакомы, расскажу немного и о её сюжете.
Петру Первому для проведения им задуманных реформ катастрофически не хватало образованных грамотных людей. Государь насильно начал отправлять дворянских детей учиться за границу за казенный счет, чем вызвал сильное недовольство и всяческое сопротивление их родителей. Петр Алексеевич сам следил за исполнением своей воли.
Когда из-за границы возвращались русские моряки после обучения, он лично экзаменовал молодых дворян. В случае же провала экзаменующегося, отправлял его на тяжелые работы.
На следующем фрагменте - позади - "наглая рыжая морда" князя Меншикова. На стуле он придерживает рукой картину, она приготовлена не просто так.
Картины голландского художника Адама Сило, своего любимого живописца, Петр Первый использовал как учебное пособие. Адам Сило до тридцати лет был кораблестроителем и ходил в море в плавание в качестве капитана, а позже стал художником. На его картинах корабельный такелаж был выписан максимально подробно и точно.
Интересно, что художник изобразил Меншикова в вызывающем рыжем парике. Ведь, согласно одному, сегодня звучащему забавно, указу Петра Первого, запрещалось занимать государственные должности людям с рыжими волосами или косоглазием. Возможно, этим самым он хотел подчеркнуть, что "Светлейшему" было позволено всё?
Пётр Первый был строгим экзаменатором. Когда царевич Алексей, его старший сын, вернулся из-за границы, он не хотел сдавать экзамен отцу и, пытаясь прострелить себе руку из пистолета, сильно опалил ее порохом. Он пришел на экзамен и сказал: "Батюшка, не могу сдавать экзамен: чистил пистолет, он выстрелил". Вот так начиналась история, которая впоследствии, как вы помните, закончилась очень и очень плохо.
----------
Представляю вам ещё работы Юрия Кушевского разных лет:
Аахенский собор, фрагмент:
"Над Фонтанкой"
"Петербургский канал"
Храм Вознесения Господня, город Кимры.
Создание росписей интерьера храма.
Ниже: "Моление о Чаше", фрагмент:
"Суд Пилата":
"Суд Пилата", фрагмент:
По ссылке вы можете перейти на страницу ВК Юрия Кушевского, там можно смотреть его работы в альбомах. Страницы в Википедии у него пока нет, но это дело времени.
А я с вами прощаюсь, благодарю за прочтение статьи, продолжение будет.
Всем добра!