"Ты не печалься, ты не прощайся, всё впереди у нас с тобой!" Это слова из песни Майи Кристалинской. Песня звучит в начале и в конце фильма. От этой мелодии всегда было тепло на душе. Голос Кристалинской бередил чувства, особенно у нас, излишне сентиментальных.
Евгений Урбанский будто-бы перешёл в этот фильм прямо из "Коммуниста". Его темперамент с беззастенчивой экспрессией всегда были обречены если не положительные отзывы критиков, то на любовь поклонников точно. "Большую руду" никто и никогда не причислял к скучным производственным фильмам. Там вообще всё другое. Про шофёров, которые возят руду - да. Про распутицу на дорогах и непогоду - да. "Тëрки" между шоферами в бригаде - да. Любовь к женщине где-то на дальнем плане. Инна Макарова, как жена главного героя, мелькнет совсем ненадолго.
Эксковаторщик Антон (замечательная роль Станислава Любшина) - становится лучшим другом приехавшему на заработки герою Урбанского. Их диалоги - лучшая часть фильма. Любшин, вообще, очень органичен в фильмах периода оттепели. Тут у него не главная, но значимая роль. Фильм ещё замечательно снят, в плане ремесла. Кадры, крупные планы, виды. А внутренние монологи героя напомнили мне "Девять дней одного года". Хотя между ними ничего общего. Может быть настроение. То самое настроение 60-х...
Любопытные факты. Сценарист Георгий Владимов в начале 80-х эмигрировал, как диссидент. В связи с этим фильм долгое время не показывали. Евгений Урбанский своей ролью в этом фильме, будто бы предсказал свою гибель впоследствии, на съемках другого фильма.
"...Пусть кукушка молчит опять
Ей судьбы нам не предсказать
Ты не печалься Ты не прощайся
А выходи меня встречать... "