Сейчас практически в каждом доме современные металлопластиковые окна. Они отлично держат тепло, удобны в эксплуатации, их не нужно заклеивать на зиму и красить. А ещё они не замерзают, и видимость сохраняется даже в сильный мороз.
В моëм детстве всë было по-другому. С наступлением холодов мама прокладывала все щели между деревянными рамами окон кусочками поролона, а затем заклеивала специальной бумагой. И всё равно из окон сквозило, так, что в квартире всегда было прохладно. Если становилось совсем уж холодно, то одну из комнат отапливали "камином". Нет, мы не аристократы. Камином родители почему-то называли электрический обогреватель. Довольно мощный, он очень быстро прогревал детскую в нашей квартире.
В мороз на стëклах каждое утро образовывались причудливые узоры. Мне очень нравилось рассматривать их. Иногда "замерзало" не только внешнее стекло, но и внутреннее. Если подержать монетку на радиаторе отопления, а затем приложить к замёрзшему стеклу, то лëд таял, и образовывалось маленькое окошко.
В деревенском домике бабушки окна были гораздо меньше, чем в городских квартирах. Их тоже заклеивали на зиму. Между рамами бабушка всегда красиво укладывала вату, имитирующую снег, фольгу и ëлочные игрушки.
Из остатков фольги мы вырезали потом снежинки. А однажды, пока взрослые были заняты чаепитием, я обнаружила в комоде огромный её кусок. Фольга была плотная, красиво переливалась и громко шелестела. Это же юбка принцессы! Я нацепила еë поверх собственной юбки и пробежалась по комнате. Вот это находка! И красиво, и громко. В полном восторге, уворачиваясь от взрослых, я принялась бегать по комнатам. Кошка тоже оценила игру, и гонялась за мной, пытаясь вцепиться в "юбку". Наконец нас поймали. Юбку отобрали. Кошку выпроводили на улицу, а меня пригрозили отдать "чужому дядьке".
Однажды, приехав в гости, я увидела между рамами не привычные ëлочные игрушки, а пластмассовую игрушечную свинку, зарывшуюся в "снежные сугробы" из ваты. Наверное еë забыла одна из сестёр, а бабушка решила использовать в качестве украшения. Тогда я была совсем маленькой и верила что по ночам игрушки оживают. Каждое утро я бежала проведать свинку и посмотреть какой узор сегодня нарисовал на стекле Дед Мороз. Иногда мне казалось что за ночь свинка немного поменяла свою положение внутри рамы. Это только подтверждало догадку о том, что по ночам, когда никто не видит, игрушки живут своей жизнью.
Когда я уезжала от бабушки, она подарила мне пластмассового белого коня. А сестре передала такого же оранжевого бычка. И что теперь делать? Вот так оживут ночью и ускачут в неизвестном направлении. Будем привязывать их на ночь на ковре, как на пастбище! Я видела как в деревне так же пасут коров и коз. И обязательно нужно поставить игрушечное ведёрко с водой! Так мы с сестрой и сделали. В детстве мы слишком крепко спали чтобы услышать как ругался утром вполголоса отец, собираясь в полутьме на работу, и натыкаясь на игрушки, верёвки и вёдра с водой...
Чем ближе весна, тем теплее солнце. Как только лучи его попадают на стекло, ледяной узор начинает таять. Образуется круглое окошко, обрамлëнное сверкающей ледяной рамой, через которое видно двор. В деревне можно наблюдать за птицами на ветках вишнёвого дерева, суетливыми курами и неспешно прогуливающийся по двору кошкой.
На стареньком комоде возле окна у бабушки всегда стояли горшки с цветами - геранью и фиалками, и лежал свежий выпуск газеты "Труд", которую читал дедушка. Солнечные лучи падали на комод, и всё отчётливее был слышен в воздухе запах свежей типографской краски и комнатных растений. Вот и тепло идëт, скоро весна! Именно здесь, щурясь от ярких солнечных лучей, пробивающихся сквозь ледяное окошко, можно было сильнее всего ощутить на приближение.
Скоро в деревне будут "Проводы зимы", как тогда называли Масленицу. Потом побежит с пригорка по улице поток талой воды. А пока мороз ещё держится,и весна только обозначает своë приближение дневными оттепелями.
Окно с морозным узором из прошлого я изобразила в своей работе "Скоро весна". Тогда я думала что передаю свои личные впечатления. Но, как оказалось, многие из тех, кто смотрят на неё, видят что-то своë. Себя в детстве, своë окно или кошку. Пусть так и будет. Ведь здорово, что у совсем посторонних друг другу людей есть в душе что-то общее.