Найти тему

Взыскание убытков при нарушении железнодорожным перевозчиком сроков исполнения своих обязательств

Оглавление
Взыскание убытков при нарушении железнодорожным перевозчиком сроков исполнения своих обязательств
Взыскание убытков при нарушении железнодорожным перевозчиком сроков исполнения своих обязательств

В большинстве своем транспортное законодательство содержит нормы о взыскании с перевозчика за нарушение им сроков совершение тех или иных действий пени и штрафов, но в современном мире вопрос о возмещении всех финансовых потерь (убытков) от нарушения перевозчиком сроков исполнения своих обязательств становился все «острее».

Поэтому, все более актуальным становится вопрос о возможности или невозможности взыскания с перевозчика за нарушение им сроков исполнения своих обязательств убытков, вызванных данными нарушениями, а не только пеней и штрафов.

И так, как в настоящей статье затрагиваются не только нормы и термины транспортного законодательства в сфере железнодорожных перевозок то, сначала остановимся на том, что понимается под убытками.

Что такое убытки?

Общими нормами, устанавливающими ответственность в виде взыскания убытков, являются ст. 15 и 393 Гражданского кодекса РФ. Так, в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ: Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. А в соответствии с п. 1 ст. 393 Гражданского кодекса РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Гражданского кодекса РФ. Так, согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Т.е., расходы, которые лицо должно будет понести в будущем для восстановления нарушенного права входят в состав реального ущерба, что так же следует и из  разъяснений, содержащихся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25. В результате возмещения кредитору убытков в полном размере он должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (п. 2 ст. 393 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом,  убытки это по сути определенное уменьшение имущественной сферы лица, право которого нарушено (кредитора), в том числе уменьшения его денежных средств, а положения ст. 15 ГК РФ направлены на восстановление такой имущественной сферы в том виде, который она имела до правонарушения, либо до состояния имущественной сферы, когда соответствующее обязательство контрагентом было бы выполнено надлежащим образом.

При этом, из положений ч. 1 статьи 393 Гражданского Кодекса РФ так же следует, что если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Как видно из вышеизложенного, общими нормами устанавливается ответственность в виде полного возмещение убытков, однако законом (в том числе нормами регулирующими конкретные правоотношения) или договором может быть предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Взыскание убытков при нарушении железнодорожным перевозчиком сроков

Как видно из вышеизложенного по общему правилу, установленному в ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, в том числе несоблюдением контрагентом сроков совершение тех или иных действий, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Транспортное же законодательство в большинстве своем содержит нормы о взыскании с перевозчика за нарушение им сроков совершение тех или иных действий пени и штрафов, к примеру – за нарушение сроков доставки грузов или исполнения заявки на перевозку.

С самого начала развития транспортного законодательства перевозчиком данные штрафы и пени «позиционировались» в качестве «единственных» мер его ответственности за нарушение сроков совершение тех или иных действий, а вопросы о возмещении всех финансовых потерь контрагентами перевозчика обычно перед Судом не ставились.

Однако, в современном мире вопрос о возмещении финансовых потерь (убытков) от нарушения перевозчиком сроков исполнения своих обязательств становился все «острее» и лица, у которых возникают такие потери, в том числе в виде выставления дополнительных плат или неустоек от их контрагентов хотят их возместить.

Поэтому, все более актуальным становится вопрос — «Возможно ли за нарушение перевозчиком сроков совершения им действий взыскание с него убытков, а не только пеней и штрафов?»

Что думают Суды о взыскании убытков при нарушении сроков железнодорожным перевозчиком?

Судебная практика при рассмотрении дел о взыскании с перевозчика помимо штрафов и пени за нарушение им сроков исполнения своих обязательств, так же и убытков, вызванных данными нарушениями, неоднозначна.

Но, несмотря на то, что исходя из судебной практики, единого мнения у Судов по возможности взыскания с перевозчика убытков из-за нарушения им сроков своих обязательств пока не сложилось, Верховный Суд такие вопросы уже рассматривал.

Так, в Определении от 7 июля 2020 г. N 302-ЭС20-4636 по делу N А19-5563/2019 Верховный суд РФ указал, что предусмотренная частью 2 статьи 100 УЖТ РФ неустойка является зачетной, а убытки, причиненные ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательства по своевременной подаче (уборке) вагонов, подлежат возмещению в части, не покрытой неустойкой.

Данные выводы Верховного Суда РФ нашли отражение в п. 30 «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ» Президиума ВС РФ от 25.11.2020 № 3 (2020)

В Верховный Суд так же уже направлялась жалоба на судебные акты по делу № А73-11041/2022 где рассматривался вопрос взыскания помимо неустойки по ст. 97 УЖТ РФ так же и убытков вызванных данной просрочкой (Определение № 303-ЭС23-12557 от 01 августа 2023).

Как следует из Определения № 303-ЭС23-12557 от 01 августа 2023 оставив судебные акты нижестоящих судов без изменения Верховный суд согласился с их выводами о правомерности взыскании с перевозчика убытков в виде упущенной выгоды за неиспользование вагонов в период задержки, вызванной задержкой вагонов в пути следования.

В начале 2024, Верховный Суд РФ принял к рассмотрению кассационную жалобу на судебные акты, которыми было отказано во взыскании с перевозчика убытков, выразившихся в оплате арендной платы за использование привлеченных вагонов ввиду просрочки доставки груза по ст. 97 УЖТ РФ….

…ждем, как Верховный Суд РФ в 2024  решит вопрос по взысканию убытков ввиду просрочки доставки груза

Источник: Взыскание убытков при нарушении железнодорожным перевозчиком сроков исполнения своих обязательств