3 марта для ржевитян – особая дата. День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Долгие 17 месяцев, с 14 октября 1941-го по 3 марта 1943 года, Ржев находился в немецкой оккупации. За это время первый город на Волге был практически стёрт с лица земли. Немцы превратили его в мощный укрепрайон: окраины города были опоясаны рядами проволочных заграждений, за которыми находилась сеть огневых точек. На улицах Ржева оккупанты построили доты, а проходы заминировали. Во многих домах были установлены пулемёты, в кирпичных стенах пробили амбразуры, из которых виднелись стволы орудий. Подвалы домов приспособили под склады вооружения. Создавая в районе Ржева столь мощный узел обороны, враг был уверен: Красная Армия его никогда не сможет преодолеть...
ГОРОД-ФРОНТ, ГОРОД МУЧЕНИК, ГОРОД-ГЕРОЙ...
Оставшиеся в оккупации жителям города познали все ужасы установленного в Ржеве «нового порядка». С чудовищной жестокостью глумились гитлеровцы над женщинами, стариками, детьми. Из почти 20 тысяч мирных жителей, которые проживали на оккупированной территории, к 3 марта 1943-го осталось всего 362 человека.
Освобождению города предшествовали 15 месяцев упорных, длительных, ожесточённых боёв, которые ознаменовались значительными потерями. Город был освобождён в ходе Ржевско-Вяземской стратегической наступательной операции. В 9 часов утра 3 марта воины 215-ой дивизии водрузили флаг на Советской стороне города. А с востока и северо-востока в Ржев вошли воины 274-й стрелковой дивизии. Разведчики капитана Метелева первыми вышли на улицу Калинина. Днём 3 марта Ржев был полностью очищен от оккупантов.
Вся страна слушала по радио сообщение Совинформбюро: «Сегодня, 3 марта, после длительного и ожесточённого боя наши войска овладели городом Ржевом... Первыми ворвались в город части генерал-майора Куприянова А.Ф., генерал-майора Олешева Н.Н. и полковника Шульги В.П....». Первым военным комендантом в освобождённом Ржеве был назначен командир 961-го стрелкового полка (274-я стрелковая дивизия) подполковник Пётр Додогорский.
СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ
Пётр родился 9 января 1909 года в знаменитом селе Ярополец, что под Волоколамском. В прошлом здесь находились два имения – Чернышёвых и Гончаровых, сохранившиеся по сей день. В Яропольце дважды бывал в гостях у тёщи Пушкин, а в 1920-м сюда на строительство первой в стране сельской ГЭС приезжали Ленин и Крупская. Их встречал председатель кооперативного технического общества и инициатор проекта «Лампочка Ильича» Виктор Додогорский, отец героя войны, впоследствии репрессированный и расстрелянный в лагере в Республике Коми.
Подростком Пётр переехал в Москву и поступил в кооперативный техникум, где сейчас бережно собирают и хранят экспонаты и материалы, связанные с его жизнью и подвигами. В 1927-м, получив специальное образование, юноша устроился на завод стройматериалов в Туле. Во время срочной службы в Красной Армии окончил школу связи и стал офицером запаса.
Вторично его призвали лишь через десять лет, в 1940 году – как оказалось, надолго. В Западном особом военном округе Додогорский командовал стрелковым взводом и ротой в составе 172-й Тульской дивизии генерала Романова. Встретил войну близ государственной границы под Гродно. Вместе с дивизией отступал с боями к Могилёву – эти события правдиво описаны в романе Константина Симонова «Живые и мёртвые». Дивизия несла большие потери, под Смоленском Пётр Додогорский стал заместителем командира, а затем – командиром батальона связи.
В октябре 1941 года 274-я стрелковая дивизия была вторично укомплектована – на базе 30-й стрелковой бригады, дислоцировавшейся в Горьковской области. Комбат Пётр Додогорский (на тот момент в звании капитана) участвовал в обороне Москвы, близ посёлка Кубинка, в освобождении подмосковных посёлков Тучково и Дорохово, городов Высоковск, Клин, Малоярославец, Медынь и других, сражался на подступах к Гжатску.
Много лет спустя он с улыбкой вспоминал, как на одном из митингов в своей части в запале сказал, что будет достоин славы своего земляка – фельдмаршала Захара Чернышёва, ставшего в 1763 году комендантом взятого Русской армией Берлина. И Додогорский дойдёт до столицы Германии и станет его вторым комендантом родом из села Ярополец. В шутку командир батальона Пётр Додогорский приказал, чтобы каждый боец, бравший вражескую столицу, лично явился к нему в комендатуру. И после войны, выполняя клятву, к заместителю коменданта Берлина, Герою Советского Союза полковнику Додогорскому явился старшина Кравченко. Вот это была встреча!..
Дивизия полковника Шульги в 1942-м участвовала в летней Ржевско-Сычёвской операции, продвигаясь по берегам Бойни, освобождая деревни Находово, Старцево, Дыбалово, Кошелево, Пудово. Совсем немного южнее остался родной для Петра Викторовича Ярополец, освобождённый ещё зимой. 21 августа 1942 года его полк вышел на левый берег Волги восточнее Ржева. Попытки взять город, в которых участвовала 274-я стрелковая дивизия, наши войска предпринимали и в августе, и в сентябре, и в ноябре. И вот, наконец, Ржев был взят!
ОБЩЕНАРОДНАЯ ЗАДАЧА
В эти мартовские дни город стоял в руинах и был заминирован. В разрушенный до основания Ржев прибыла Чрезвычайная Государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков во главе с её председателем Николаем Шверником. Был установлен материальный ущерб, причинённый оккупантами, – 1,5 млрд. рублей.
После визита в Ржев 5 августа 1943 года Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина помощь городу в его восстановлении стала общенародной и общегосударственной. Из Горького в Ржев поступали стройматериалы, металлоизделия и бельё, из Вологды – пиломатериалы и оборудование для восстановления железной дороги. Помощь приходила из разных городов и районов Калининской области, сотни наших земляков приехали на восстановление Ржева. За год было восстановлено и построено около 1000 зданий, введены в эксплуатацию 60 тысяч кв. м жилья. Уже в мае было запущено движение на железнодорожном мосту через Волгу.
В этих условиях Петру Додогорскому пришлось решать задачи, далеко выходившие за рамки его прямых должностных обязанностей, которые заключались в надзоре за соблюдением дисциплины и порядка в расквартированных в городе войсках, в несении караульной службы и содержании арестованных. Помимо прочего, подполковник Додогорский следил за режимом содержания и работой пленных немцев, которые жили на втором и третьем этажах городской тюрьмы. Вплоть до 1946 года их труд использовался при восстановлении целого ряда городских построек.
Работы было очень много, но боевой офицер рвался на фронт. В его отсутствие 961-м стрелковым полком командовал начальник штаба подполковник Комиссаров. Вернувшись на прежнюю должность во время подготовки Смоленской наступательной операции, Додогорский довёл полк до Вислы, Берлина и Бранденбурга – одним словом, до Победы. А в марте 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, отвагу и геройство, проявленные в боях при форсировании Вислы, захвате и удержании плацдарма на его западном берегу» полковник П.В. Додогорский был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!
Как мы уже сказали, за время Великой Отечественной войны Пётр Викторович прошёл большой боевой путь. Был комендантом Магдебурга и начальником комендантского управления земли Тюрингия, заместителем коменданта Берлина, по прибытию на родину учился на курсах «Выстрел», и опять – в частях. Выйдя в отставку, Пётр Викторович жил в Выборге.
Корреспондент Зоя Токарева, в своё статье «Петр Додогорский, герой войны» писала: «...Полковник Додогорский был удивительно цельной личностью, обладавшей не только сильной волей, но и большим сердцем. Всю жизнь в любви и согласии он прожил с женой Лидией, которую ласково называл Лидуля. Сохранились фотографии с удивительно трогательными и нежными подписями.
Пройдя через все жизненные испытания, скорби и потери, они смогли сохранить веру друг в друга, верность и любовь. Вырастили двух дочерей, помогли поставить на ноги внуков. Потомки Петра Викторовича достойно продолжили славную военную династию. Праправнуки Даниил и Никита Грибановы наследовали военную стезю знаменитого предка».
В 1973 году право зажечь Вечный огонь у Обелиска освободителям Ржева было предоставлено первому военному коменданту освобождённого города Ржева, Герою Советского Союза Петру Додогорскому.
Пётр Викторович ушёл из жизни 4 февраля 1976 года, похоронен в Выборге. Именем героя названа улица в его родном селе Ярополец Волоколамского района. Помимо медали«Золотая Звезда» он был награждён орденом Ленина, четырьмя (!) орденами Красного Знамени, орденами Суворова и Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», другими медалями. Ныне имя Додогорского увековечено на каменной плите Аллеи Героев Советского Союза – участников Ржевской битвы в Ржеве, городе воинской славы. Вечная слава герою!
На снимках: Герой Советского Союза Пётр Додогорский; П.В. Додогорский, бюст работы скульптора Константина Синявина; два фронтовика.
Валентина КОПЫЛОВА.
Фото из личного архива.