Найти тему
dinVolt

Смысл и гениальная уникальность "Бойца Баки"

Сразу скажу, что мы поговорим не только про аниме, но про всякие единоборства и боевые искусства в целом. И это вступление такое скучное, потому само аниме настолько упоротое, что я даже не знаю, с чего начать вот эту традиционную вводную часть, и как на серьёзных щах перейти к обсуждению всего того, что там показано.

Правда, то, что происходит в "Бойце Баки" сложно описать тому, кто ещё не знаком с этим произведением. Потому что это аниме, в котором каратисту отсекают кисть, а он радуется, что, вот, мол, как здорово, пальцы всегда мне мешали бить в полную силу, в котором Баки отделяет своему сопернику голову от позвоночника, а то вставляет её на место, в котором Юджиро, отец Баки, способен кулаком сжать уголь до состояния алмаза, ударом по земле остановить землетрясение и голыми руками победить бешеного слона.

Ну и как это вообще можно серьёзно обсуждать? Но при этом "Боец Баки" обрёл довольно большую популярность, и в целом разделил людей на два частично пересекающихся лагеря: "Что за фигню нам показывают, тут вообще нет ни грамма правдоподобности" и "Это самое крутое и вдохновляющее аниме про боевые искусства, завтра иду записываться на секцию карате".

И чтобы понять, в чём же смысл "Бойца Баки", почему это аниме такое нереалистичное и такое вдохновляющее одновременно, мы немного отступим подальше и посмотрим на то, как оцениваются реальные боевые искусства в современном мире. А оцениваются они, мягко говоря, не очень - многие поклонники спортивных единоборств наверняка помнят, как всякие мастера вин-чун и кунг-фу выходили на ринг в MMA, смешанных единоборствах (которые в девяностых были почти что реально боями без правил) и абсолютно ничего не могли там добиться. И до сих пор среди зрителей есть некое предубеждение - вот, мол, есть настоящие единоборства типа самбо, джиу-джитсу и борьбы, а есть всякая китайско-японская показуха, которая вообще ничего не достойна.

Тут, надо признать, я сам, конечно, бываю грешен и отпускаю шуточки про айкидо, но признаюсь, что такой подход не совсем корректный, и в целом мы, зрители, не совсем правильно оцениваем боевые искусства - мы смотрим на них, как на нечто застывшее и постоянное, тогда как в реальности оценивать боевые искусства стоит с привязкой ко времени и истории (как, впрочем, и любой другой вид искусства - согласитесь, если не смотреть на "Чёрный квадрат" Малевича через призму живописи, которая была в те времена, а оценивать его только современным взглядом, то не таким уж он кажется и шедевром).

Потому что любое боевое искусство проходит три этапа. Первый - прикладной, когда боевое искусство появляется на свет именно с целью повышения эффективности боя, практического применения. Ему учат для уличных драк или для сражения в составе войска или какой-нибудь полиции. Боевое искусство на этом этапе очень хорошее и очень эффективное, но потом естественным образом возникает вопрос: "А кто сильнее?" - и когда хочется выяснить, кто сильнее, например, в твоей фаланге или ещё где, то как-то не очень хочется, чтобы люди по-настоящему ломали друг другу руки. И наступает второй этап - боевое искусство обрастает разными ограничениями, правилами и превращается в спорт. И спорт в реальном бою применим уже намного хуже - я сейчас не помню, кто именно, но кто-то из участников первых турниров UFC, рассказывал, что проиграл именно из-за того, что много лет учился карате - он многие годы тренировался наносить удары для соревнований, то есть, "на очки" - обозначил касание, тебе засчитали очко, кто больше набрал, тот и победил, и просто не смог перестроиться, когда ему пришлось повторять те же самые удары, но по-настоящему, с целью именно ударить противника с максимальными повреждениями. Но есть ещё и третий этап - это случаи, когда боевое искусство существует настолько долго, что превращается в культуру, в философию, и занятия этим боевым искусством не предполагают какой-то реальной войны, это больше средство для воспитания духа и тела, больше "искусство", чем "боевое".

Это происходит всегда. Даже с самыми современными смешанными единоборствами - начавшись как бои без правил, они постепенно обрастают всё большим количеством ограничений, связанных то со сбережением здоровья спортсменам, то с необходимостью балансировать "ударников" и "борцов", то с необходимостью вводить и заполнять весовые категории. И вот мы буквально своими глазами видим, как максимально эффективное прикладное боевое искусство постепенно превращается в спорт.

Когда осознаёшь вот этот процесс, то как-то перестаёшь настолько критически оценивать традиционные боевые искусства, просто потому что понимаешь, что когда-то был момент, когда они действительно работали и были супер-эффективны, а сейчас они просто находятся на другом этапе. Да, сейчас самбо - очень эффективно, потому что оно зародилось всего-то в двадцатом веке для практического применения военными, а сумо выглядит борьбой странных толстых мужиков, которые толком ничего не могут. Но если мы посмотрим на времена зарождения сумо, то всё внезапно меняется - Япония фиг знает какого древнего века, отсутствие мечей (своё железо добывать ещё не умели), но зато присутствие доспехов из кожи и, возможно, бамбука. И в такой вот ситуации, если два человека столкнутся на поле боя без оружия, ну, да, затолкать своего противника массой и простыми захватами без каких-то ухищрений - вполне себе разумная и эффективная тактика. Справился бы современный самбист с таким противником, окажись он в тех условиях? Кто знает. И так со всем остальным - да, айкидо в ринге имеет почти нулевую эффективность, но не стоит забывать, что оно появилось во времена, когда любой мастер знал карате, и служило именно дополнением к нему. Да, джит кун-до не особо гремит в плане соревнований, но ведь его Брюс Ли создавал чисто под себя, свои предпочтения и свои познания в других боевых искусствах и свой опыт уличных драк.

Так вот. "Боец Баки". Главный фокус этого аниме - в том, что оно берёт боевые искусства именно на вот этой последней стадии развития, когда они представляют из себя определённую философию, но показывает их в мире, где эта философия работает в реальности. И именно с этим связано то, что самые эффективные прикладные виды единоборств в наше время - бокс, MMA, самбо в этом аниме являются полным отстоем, а вот искусства типа кунг-фу или айкидо - вершиной мастерства.

И гениальность "Баки" в том, что он целиком и полностью посвящён именно именно этому - философии боевых искусств (и даже чуть шире - философии человека, который пытается выковать из себя идеального телом и духом воина, будь то кадровый военный, спортсмен или бодибилдер). Личные качества персонажей? Забудьте, они буквально являются отражением стиля, которым обладает этот персонаж. Реалистичный мир? И в помине нет, все местные физические законы подчиняются духовным идеям из боевых искусств. Конфликт персонажей? Только для галочки, по факту это просто столкновение разных философий. И именно поэтому, несмотря на то, что в нём нет совершенно никакого развития, никакой логики происходящего, ничего, что обычно является обязательным (включая наличие денег для анимации - она в сериале очень слабая), а происходящее на экране постоянно выкручено на максимум абсурдности, "Бойца Баки" всё равно интересно смотреть и читать, и он всё равно остаётся не чем-то выдуманным, а именно аниме про боевые искусства.

-2