Найти тему
Кадры СССР и 90-х

Эра гаражей в СССР: в чем ценность для автолюбителей, тюнинг по-советски

Оглавление

В СССР понятия частной собственности не было. Когда в середине 50-х годов началась повальная автомобилизация, одновременно возникла проблема с обеспечением сохранности транспортного средства и его временной/длительной парковкой.

Проблему решило Постановление Совета Министров РСФСР №1475, вышедшее в 1960 г. Тогда-то и стали появляться первые гаражно-строительные кооперативы. Так зарождалась новая эпоха, которая позволила автомобилистам найти отдушину от проблем, но принесла и немало сложностей.

Сложности организации гаражно-строительных кооперативов

Появление множества автомобилей на улицах стало представлять большую проблему. Машины заполонили дворы, мешали муниципальным службам, детям, раздражали соседей.

С этим нужно было что-то делать. Условно решили позволить автовладельцам строить кооперативы. Дело в том, что обеспечить всех гаражами за государственный счет было невозможным. Все же это предметы роскоши, а не первой необходимости.

-2

Со строительством было много хлопот:

  • требовалось заручиться поддержкой достаточного количества автовладельцев, готовых вкладываться в строительство – заплатить пай, который часто был значительным, причем условием являлось наличие прописки в том же квартале;
  • требовалось найти земельный участок, который можно было закрепить за кооперативом хотя бы на 49 лет, в дальнейшем стало возможным его получение на бессрочной основе;
  • требовалось получить одобрение от райисполкома;
  • необходимо было найти материалы, рабочую силу;
  • продумывался устав, причем его нужно было зарегистрировать.
Заметка: Выполнить все пункты без сторонней помощи могущественных лиц (приблатненных или блатных), а также активистов – задача практически нереализуемая. Уходило много месяцев, а иногда и лет на обивание порогов должностных лиц. Для строительства необходимо было иметь свободный доступ в их кабинеты, чтобы за короткий срок подписывать документы.
-3

Простым участникам кооператива оставалось безропотно оплачивать непредвиденные расходы, которые регулярно возникали. Причем все выполняли свои условные обязанности, т. к. были заинтересованы в стройке. Эти бетонные или железные конструкции ценились не меньше нового жилья.

Истинная ценность гаража

Кроме счастливчиков, владеющих дачей, были и те, кто смог добиться получения гаража. У последних даже имелось преимущество – возможность в любой момент отправиться в иную реальность.

В гаражном кооперативе царила другая атмосфера: автовладельцы занимались тюнингом, ремонтом, развивали небывалые умения, пока проводили время под машиной по вечерам и выходным.

В гараж можно было сбежать из дома от быта, проблем. Здесь автовладельцы легко находили общий язык друг с другом, обсуждали любимые темы: машины, футбол, политику. Со временем благодаря умениям, развитым в процессе частых ремонтов, появилась особая категория людей – автомастера-любители. За условно небольшую сумму они могли сделать из типовой машины «конфетку».

-4

В результате сформировалась своя культура – гаражная. Она предполагала не только ремонтные работы, но и отдых у своей машины, а также бокса, совместное времяпрепровождение с другими автолюбителями, а иногда и употребление горячительных напитков. Здесь решались многие проблемы: бытовые, связанные с транспортным средством и др.

Сердце бытовой жизни в СССР

В гараже собирались мужчины, их жены преимущественно негативно относились к такой глубокой привязанности к машинам и гаражам. Но были также и те, что смотрели глубже. Автовладельцы стремились обустроить в гараже все так, чтобы было комфортно работать и проводить время.

В гараж сносили старую мебель, здесь хранились соления, овощи. Были собраны всевозможные инструменты, поэтому именно здесь можно было сделать буквально все. Это касалось не только ремонта машины. Чинили и другие вещи. Автовладельцы делились опытом, более старшие помогали новичкам в этом деле. Также именно в гараже выстраивалась прочная мужская дружба.

-5

Своеобразный тюнинг

Машина стоила в СССР довольно дорого, поэтому имела особую ценность. Автолюбители не только хотели сохранить ее, но и стремились усовершенствовать. Украшали, как могли.

Что применяли:

  • хромированные «клыки» на бампер;
  • шторки для защиты от солнца;
  • удлиненные бамперы;
  • колпаки на колеса;
  • декоративные рамки для номеров;
  • украшение фар, иногда заливали тормозную жидкость, чтобы предупредить развитие коррозии;
  • прозрачные набалдашники для переключателя скоростей – внутри могла быть монета, цветы, пауки т. д.;
  • наклейки;
  • декоративная оплетка на руль;
  • особые чехлы на сиденья.
-6

Все создавалось своими руками. В эти вещи вкладывалась огромная любовь, т. к. автовладельцы настолько сильно ценили машину и гараж, что относились, как к своему ребенку. Если не было возможности самостоятельно украсить авто, обращались к частным умельцам. В те времена найти хорошего мастера было очень легко, буквально каждый второй являлся им.

-7

Тонкости «владения» гаражом

Бум автомобилизации затронул всех, кто мог себе позволить покупку машины. Появилась возможность выгодно продать авто за большие деньги – в несколько раз выше стоимости нового транспортного средства.

Но также был риск лишиться гаража. Учитывая, что эта собственность не являлась частной, варианта продажи не рассматривался. Была придумана обходная технология: исключение из кооператива и внесение в список нового пайщика.

Большое количество собраний, постоянное получение разрешений для выполнения каждого действия с гаражными боксами – это несколько омрачало счастье автовладельцев, но выбора не было.

К тому же накладывалось огромное количество ограничений. Основные:

  • возможность владения местом только под одну машину;
  • запрет на получение пая в других кооперативах;
  • стройка бокса под параметры определенной машины, нельзя было заказать место под габариты другого авто, которое планировалось со временем приобрести взамен имеющегося.
-8
Заметка: Перечисленные сложности были хорошо показаны в фильме «Гараж», который вышел ближе к закату эры гаражно-строительных кооперативов. Главные герои активно участвовали в строительстве боксов, но более ценную роль в этом сыграли именно «блатные». Другая сторона отображена в фильме «Берегись автомобиля», где показывались умения мастеров-самоучек.

Открывали небольшой частный бизнес по ремонту машин, причем он не облагался налогами. Гараж был многофункциональным местом, видевшим буквально все: от радости до неприятностей. Также он позволял автовладельцам ощутить себя настоящим Хозяином. Одной машины было недостаточно, наличие гаража дополняло чувство собственника.

Со временем ситуация изменилась. Гаражные кооперативы перестали играть столь важную роль. Началась уже другая эпоха: платных стоянок и частной собственности, что позволяло построить гараж в любом месте, причем свой личный. Сегодня вряд ли кто-то захочет сидеть на деревянном ящике перед стареньким гаражом, делиться философскими мыслями, обсуждать политику и футбол.

Поделитесь своими мыслями, был ли у вас гараж, есть ли сейчас и как вы украшаете свой автомобиль? Прошу поддержать меня - подпишитесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь с друзьями и комментируйте – буду Вам благодарен 😊👇

Рекомендую почитать еще

5 самых доступных авто, которые могли себе позволить люди в СССР
Кадры СССР и 90-х2 февраля 2024