Fire Merchants - Fire Merchants
- Это Джон Гудсолл из Brand X и басист Даг Лунн. Ужас, что они оба ушли из жизни, я не могу в это поверить... Даг был скорее сессионщиком из Лос-Анджелеса, он играл с очень многими… (Брюс Спрингстин, Стинг, Майк Кеннилли). Просто блестящий музыкант!
Эти особенные произведения возвращают к тому странному времени. На мой взгляд, композиции здесь довольно уникальны. Мы отыграли несколько концертов с группой, и нас было всего трое. Эдакое не типичное пауэр-трио! Довольно агрессивная музыка, но вживую они реально хороши. Но мне просто нравятся эти мелодии. Я впервые попытался написать что-то в таком стиле - одна из песен на альбоме была моей: «Conflagration». Её я записал и для одного из своих сольных альбомов.
Мне была близка данная ситуация, и запись получилась очень спокойная, несмотря на всю сложность музыки. В конце концов, мы выучили ее наизусть, но все эти мелодии были написаны изначально, что имеет смысл, когда вы слышите их структуру. Я не могу выделить какую-то одну песню и сказать: "О, это была та самая". Мне просто очень понравилась вся эта запись. Повторюсь, все эти мелодии для меня особенные.
- Пусть это более тяжелое, техничное звучание, здесь есть грув, присутствующий во многих композициях...
- Какое-то время мне пришлось «выключить» грув из своей игры с Genesis и играть прямолинейно. Я считаю, что раньше группы из разных культур и стран звучали весьма своеобразно. Ну а потом изобрели драм-машину. Все начали использовать драм-машины для сочинения, репетиций и так далее. Поэтому все стало звучать одинаково.
Сейчас уже не слышно тех различий, что были раньше, и не важно - немецкая группа, британская или какая-нибудь другая. Эти правила больше не действуют, Интернет тоже причастен к тому, что мы все стали настолько интернациональными и что теперь музыка звучит как-то однородно.
- Кстати, о драм-машинах - ваша карьера прошла через внедрение и эволюцию электроники. Каково было осваивать ее в ранние годы?
- О, драм-машина Roland 808 со всеми этими дурацкими звуками! Фил был большим поклонником этой штуковины, и это отличный инструмент для сочинения песен. В некоторых случаях он использовал ее как перкуссию, звучащую на протяжении всей песни. Но я бы не назвал это уж большим скачком вперед. По сути, это то, с чего начинает каждый (если ты, конечно, серьезно настроен на музыку) - а именно игра под метроном. Так можно выработать чувство времени и научиться играть без спешки и замедления.
В общем, это не было настоящим шоком. Помню, что задолго до этого, когда я переехал в Лос-Анджелес, меня начали звать на различные сессии звукозаписи, особенно после игры с Заппой и Weather Report. И уже примерно тогда люди начали использовать в студии клик-треки.
Изначально клик-треки использовались только в кино, чтобы синхронизировать сцены с саундтреком и все такое. Композитор должен был точно знать, сколько минут и секунд у него есть на конкретное музыкальное произведение, и подгонять его под кино. А потом, когда появилось диско, люди вдруг стали использовать клик-треки, потому что нужно было поддерживать постоянный темп 120.
Забавно, я недолго сотрудничал с группой The Bee Gees, и Барри Гибб рассказывал мне о том, как они работали над фильмом «Лихорадка субботнего вечера». Они подготовили песни для фильма, и уже находились в середине тура, когда менеджер сказал им, что песни одобрены. Им пришлось вернуться в студию и записать их.
Они были в Париже и у них была своя концертная группа. Барабанщик, видимо, не очень привык к записи - они говорили, что он отлично играет вживую, но ему потребовалось время, чтобы освоиться с записью.
После первого дня у него кто-то в семье умер, и ему пришлось срочно уехать. Но альбом-то заканчивать надо! В итоге для песен в стиле диско они нашли два лучших такта из его записей и зациклили их. Так и был создан этот диско-бит. В итоге все последовали этому примеру, но именно так все и началось!
Но были и свои сложности игры под клик или драм-машину вживую. Ведь тогда наушников не было, а они должны были звучать в мониторе вместе со всеми остальными инструментами. В итоге я из-за всего этого испортил себе слух в правом ухе, он и сегодня в неважном состоянии. Просто годами мне приходилось делать все очень громко, чтобы слышать все, а не только себя. Мы играли жестко. Боже, я даже тарелки ломал!
По мне это всё было очень безумным, что в конце концов я завел отдельного инженера по микшированию мониторов для себя и для группы. Потому что мне нужен был баланс, а каждую песню он менялся. Поэтому мне нужен был кто-то, кто мог бы за этим следить, поскольку у меня не было времени бегать туда-сюда.
Как-то мы попробовали поставить на сцене маленький персональный микшер, и я отлучился что-то поменять, а Фил обернулся и бросил на меня грозный взгляд, так как я пропустил удар на хай-хэте или что-то еще. В итоге очень часто инженер просто занимался моим мониторным миксом именно по этой причине.
Freddie Hubbard - The Love Connection
- Фредди Хаббард, конечно, был очень крупным джазовым музыкантом, и мне довелось довольно много играть с ним в тот период. Я так и не стал участником его группы, потому что тогда у меня был перерыв между гастролями и прочим. Но когда я был дома, то довольно часто играл с ним. Был очень хороший джаз-клуб, в котором мы выступали.
Даже не знаю, почему меня пригласили на эту запись, но я до сих пор очень благодарен за это. Потому что там также участвовал Чик Кориа - мой единственный опыт работы с ним - он играл на клавишах. Кажется, это песня «Love Connection» со Стэнли Кларком на басу. Грув здесь просто нереальный.
Я никогда раньше не играл со Стэнли. Когда мы только начинали, я не был уверен, как все сложится. Но мы сделали первый прогон, просто выучив песню. Потом уже во время записи я был поражен тем, как он чувствует песню. Он играет прямо четко по ритму, в отличие от многих других. Стэнли в данном конкретном случае просто поставил все на свои места. Я очень доволен и остальной частью альбома, но именно песня «Love Connection» - это один большой такой мега-фанк с полным биг-бэндом.
"Биг-бэнд", конечно, включал еще много наложений после записи, но с нами постоянно присутствовал аранжировщик, а потому мы вроде как представляли более-менее результат, чего мы хотим добиться. В общем, это моя любимая песня с альбома. Я играл и в других композициях. Ещё могу выделить «Little Sunflower». Это единственный раз, когда мне довелось участвовать в записи альбома с Элом Жерро. Правда, его тоже не было в тот день, но «Little Sunflower» - это классическая джазовая мелодия Фредди Хаббарда.
Не знаю, как описать это ощущение. Такое бывает и в других джазовых мелодиях - я играю очень легко на барабане и довольно оживленно, но в разных местах мелодии это переходит в почти латиноамериканскую манеру. Затем бридж-секция - это почти дабл-тайм, а потом снова отбой. Короче, нравится мне эта песня.
- Барабаны тоже звучат отлично. Что у вас была тогда за установка?
- Наверное, это были тарелки Paiste и барабаны Pearl. Тюнинг для меня имеет большое значение. Я научился настраивать барабаны ещё со школы, когда настраивал литавры. Потому что литавры - это инструмент с определенной высотой звучания, и если где-то инструмент не совпадает с оркестром, то это катастрофа. Поэтому я использую тот же подход в настраивании барабанов. Стараюсь добиться точного совпадения высоты тона по всему периметру. Иногда это очень тяжело.
Затем я настраиваю нижнюю мембрану так, чтобы добиться «большого» звучания для барабана. Если вы послушаете записи джаза 50-х годов, все играют на барабанах Gretsch, и все томы там звучат достаточно высоко потому, что они поднимают нижнюю мембрану.
Нижняя мембрана - своего рода эквалайзер. Если ее натянуть туго, барабан всегда будет высокочастотным и певучим. Но если чуть отпустить ее, то получится более широкий диапазон возможностей для настройки. Мне нравится «жирное» звучание. Я хочу, чтобы палочка откликалась и сразу же поднималась, но мне нужен более глубокий звук. Поэтому его я получаю от нижней мембраны.
Unitopia - Seven Chambers
- Внезапно я снова оказался в мире прога! Мне нравится их творчество, они обратились ко мне и спросили, не будет ли мне интересно с ними поиграть, после чего прислали пару композиций на прослушивание. Мне очень понравилось то, что они делают. Я отыграл с ними небольшой тур, мы гастролировали по Европе в сентябре. Получил огромное удовольствие. Они очень хорошие музыканты и композиторы, при этом существуют уже очень давно и базируются в Австралии.
Альфонсо не смог принять участие в туре, но он записал альбом с ними. Я же по итогу травмировал ногу, поэтому, к сожалению, не успел закончить альбом. Но, опять же, для меня самое интересное в проге то, что в песнях есть движения, и всё связано между собой, как в классической музыке.
Некоторые группы начинают использовать разные размеры даже тогда, когда это не имеет музыкального смысла. Но эти парни не такие. У них очень музыкальные композиции, очень хорошо продуманные и так далее, и мне просто понравилось их играть. Когда я давал согласие, я и понятия не имел, что они, типа, большие фанаты Genesis! Помню забавный случай. Закончился концерт в Европе, мы садимся в фургон и едем дальше. Вдруг они все затягивают «I Know What I Like», причем каждый знал текст полностью! Весь фургон, кроме меня, а я просто сидел и смеялся. Они пели абсолютно всё, даже изображали все звуковые эффекты. Я играл в Genesis, но так и не узнал всех текстов!
- В последние годы прог возрождается, что вы думаете о современном прог-звучании?
- Некоторые из современных проговых вещей просто потрясающие. И пока я не начал играть с Unitopia, я даже не представлял, что прог стал таким, каким он стал. Его стало больше, чем когда-либо, и есть миллион разных музыкантов и групп, некоторые очень, очень хорошие. Есть, конечно, и выдающиеся, мы играли на паре фестивалей, и я услышал несколько современных групп. В основном мне нравилось многое из того, что они играли, но так или иначе всё сводится к написанию и исполнению.
Я провожу небольшое исследование, копаюсь в архивах и слушаю музыку, и многое из этого действительно хорошо сделано. Особо отмечу своих любимцев - Animals as Leaders. О, боже мой! Мне довелось увидеть этих ребят вживую. Я выступал в Германии, на ярмарке Musikmesse. Я играл с несколькими ребятами, и мы выступали сразу после них, в итоге мне удалось несколько раз услышать их вблизи. Довольно удивительный материал. Я не успел встретиться с Мэттом Гарсткой, потому что смена групп была очень быстрой и мгновенной. Но я был очень впечатлен тем, что они делают. А группы, подобные этой, - это просто совершенно новое! Совсем по-другому они работают.
Chester Thompson - Wake Up Call
- Во время COVID'а я позвонил друзьям, которые были в моей самой первой группе в Лос-Анджелесе. Басист и клавишник - семейная пара. В общем, я позвонил им, чтобы узнать, как у них дела, и они сказали: «Студия простаивает, туры отменяются, поэтому мы просто сидим, джемим и мучаем драм-машину» Я ответил: "Давайте пришлю что-нибудь для джема". И записал 5-минутный трек, который в итоге стал третьим на альбоме (Hide and Seek). Я просто сел и сыграл то, что слышал в своей голове, всякие брейки, импровизации, разные партии и так далее.
Я думал, что просто отправлю им что-то для джема, а они написали на её основе целую песню и прислали мне, и она меня просто потрясла. Я был ошеломлен услышанным - как они вообще смогли придумать такое из мною отправленного?
Тогда я отправил им еще одну. Я сел и сыграл что-то совершенно другое, что было номером два на альбоме. И всё повторилось, и даже ещё лучше. То, что они прислали в ответ, поразило меня еще больше, чем первая. Я подумал: "Безумство какое-то! ".
Так продолжалось около года. Когда ограничения из-за пандемии стали ослабевать, они стали работать со своей дочерью, Джудит Хилл, феноменальной певицей, и она много гастролирует по Европе. Вот и они гастролируют с ней, а также занимаются собственными проектами. И всё это это происходило в промежутках между другими делами.
Но все песни родились почти одинаково. Я садился, играл на барабанах и отправлял запись им, плюс пару раз присылал мелодию, которую я слышал, и, знаете, они ее тоже развивали. Но по большей части я просто накладывал барабанные дорожки, а потом они писали что-то, уже основываясь на них. В конце концов, послушав, мы поняли, что нам где-то нужна духовая секция, где-то гитары и так далее. В общем, веселились на полную.
Weather Report - Live and Unreleased
- Тут все составы Weather Report с 1975 по 1983 год, с концертными записями, которые никогда ранее не издавались. Когда я впервые получил эту копию и услышал ее, я был поражен, потому что каждый состав звучал совершенно по-разному. Я имею в виду Джо Завинула и Уэйна Шортера, конечно, они - одна группа. Но это было похоже на то, как если бы я услышал пять разных групп, потому что на этой пластинке каждый состав имел свою индивидуальность.
Я очень горжусь тем, что состав, в котором я играл, присутствует на большинстве треков, у нас их было пять. Мы открывали и закрывали его, плюс есть несколько песен, разбросанных по середине. Но в том составе, в котором я играл, это был очень высокозатратный по энергетике материал, очень агрессивное исполнение по большей части. Этот альбом навевает множество приятных воспоминаний, потому что студийные сессии проходили после тура. Так что то, что мы играли вживую, вы никогда не услышите на сцене, пока кто-то не сыграет вам запись.
Для «Black Market» все было написано заново. Заппа был единственным человеком, с которым я когда-либо работал, и он всегда пробовал песни на гастролях, прежде чем записать их в студии. Все остальные записывали их, заново разучивали, а потом отправлялись в тур. Но только не Фрэнк! Он никогда не записывал песню, пока не получал от нее реакцию аудитории. Я очень горжусь этой работой.