Одним из первых людей, собравших ценные сведения о Приамурье, был Поярков Василий Данилович, организовавший в 1643–1646 годах экспедицию, которая через бассейн реки Амур, открыла реку Зея. В это время и было составлено предварительное описание территорий Приамурья и народов ее заселяющих.
Первое золото было обнаружено в притоке реки Купури (левый приток реки Зеи), и только в 1866 году, после тяжелых продолжительных поисков в суровых природных условиях (территория приравнена к районам Крайнего Севера) были найдены богатые месторождения золота.
А события после 1646 года развивались по следующему сценарию:
Для поиска золотых запасов в Приамурье в 1854 был организован сплав по реке Амур под руководством молодого горного инженера Николая Павловича Аносова, определившим высокую степень вероятности золотых месторождений в этих местах. В 1857 году Н.П. Аносов возглавил экспедицию, занимающуюся поисками золота и для законного ее продолжения был заключен Айгунский договор, по условиям которого левобережье Амура стало российским.
Экспедиция финансировалась из казны, однако реальность показала недостаточность финансирования, так как казенные средства были почти полностью использованы. Это обстоятельство затруднило продолжение поисков золотых месторождений, экспедицию пришлось свернуть и это было своевременное решение, так как Николай Павлович был тяжело простужен и только хина спасла ему жизнь. За самоотверженность Николай Павлович Аносов был награжден государством поездкой на год в Европу. В это же время изыскания Николая Павловича заинтересовали золотопромышленника Бенардаки Дмитрия Егоровича, который, узнав об отъезде Аносова Н.П. в Европу, встретился с ним в Петербурге и предложил щедро профинансировать его новую экспедицию в Амурский край для продолжения поисков золота. Николаю Павловичу требовался отдых и восстановление, и он перенес встречу. Но Бенардаки Дмитрий Егорович решил, что дело не ждет и организовал на свой риск «Амурскую компанию», без профессионального руководства, что привело к убыткам, ситуация осложнилась тем, что на тот момент государство еще не выдавало разрешения на разработки месторождений в Приамурье. Так ставка предпринимателя на быстрый успех не, оправдала себя. Однако, отступать от реализации своих планов никто не собирался, поэтому судьба вновь свела Бернардами Д.Е и вернувшегося из отдыха Н.П. Аносова, по итогам встречи было принято решение профинансировать новую экспедицию в Приамурье и был заключен контракт, по которому Аносов Н.П. получил выплату сроком на год и продолжил поиски золота.
Николай Павлович намеревался действовать в рамках закона и занялся поисками золота в Уссурийском крае, где частную добычу золота можно было производить без разрешения. Однако в этих местах золота не было найдено и в 1864 он вернулся к месту прежних поисков в Приамурье, для создания видимости законных действий, он заявил о том, что целью его работ являются поиски железа, которое он действительно нашел. К сожалению, на продолжение поиска золота уже не оставалось средств, а также не приходилось надеятся на их получение в ближайшее время. Кроме этого у Николая Павловича появился конкурент Соловьев С.Ф., который воспользовавшись его научными изысканиями, снарядил собственную экспедицию. Пришлось Николаю Павловичу подойти творчески к создавшейся проблеме. Так, несмотря на то, что его семья состояла с семьей конкурента в хороших отношениях, он предложил местным казакам изобразить государственную партию золотоискателей, которая от имени государства укажет Соловьеву С.Ф. на то , что он, занимаясь поисками золота без соответствующего разрешения, совершает преступление. Этот спектакль был успешен и партия конкурента спряталась в тайге, а когда выяснилось, что их обошли, наступила суровая Приамурская зима , реки замерзли, передвижение с грузом стало невозможным.
В это время Аносов Н.П. неожиданно получает деньги и продолжает экспедицию, хотя значительная часть скромного финансирования ушла на погашение долгов. Кроме этого, Аносова Н.П. беспокоило то, что передвижения его экспедиции могут проследить, поэтому он организовал малочисленную группу, имитирующую поисковиков, и направить ее в противоположную сторону от того места, где, по его мнению, находилось наиболее богатое месторождение золота. Заключив контракт, Аносов Н.П. взял на себя обязательства перед Бенардаки Д.Е. , а также и сам обирался получить доход, причитающийся по контракту. На его удачу конкуренты направилась на реку Урушу, где золота большом количестве, по мнению Аносова Н.П. , не было. В этот момент на работу экспедиции Аносова Н.П. Пришли дополнительные выплаты и ее работа продолжилась. Не теряя времени, Аносов Н.П. отправил под руководством верного ему горного мастера новую передовую партию к притоку Нижнего Ольдоя, о чем было известно только им двоим. В задачи партии входила разведка земной поверхности без длительных остановок, результаты разведки должны были оперативно передаваться через местное население за плату. Посетив расположение экспедиции конкурента и убедившись в том, что их труды не успешны, Аносов Н.П изобразил человека, переживающего сложные времена, и попросил разрешения присоединится к ним. Таким образом, Аносов Н.П. создал условия, при которых конкурент вынужден был его отговаривать от присоединения , пообещав, что и он со своей стороны не помешает экспедиции Аносова Н.П. на Ольдой. Когда конкуренты не отыскали золота, они поняли, что их вновь провели, но на продолжение их экспедиции уже не оставалось средств.
В результате в выигрыше оказался Аносов Н.П. так как получил от своего преданного помощника сведения о том, что золото найдено, и направил экспедицию по маршруту, о котором, кроме них двоих, никому не было известно. Весной экспедиция подошла к Янкану и Аносов Н.П., в первой же партии промытого песка нашел золото, но его содержание было не высоким. Следуя интуиции , Аносов Н.П. решил дважды промыть еще и глинистую породу из последнего сечения в земле, и понял, что успех наконец пришел к нему. Место застолбили, указав на заявочном столбе имя владельца прииска - Дмитрия Егоровича Бенардаки. Чуть позже пробы с еще двух сечений в земле, которые показали, что золото Джалинды ещё богаче и там были установлены границы площади будущего прииска.
Неприятность от конкурентов все же случилась, они расположились примерно в 35 км (или тридцати верстах) от границ приисков Аносова Н.П. Но были и смягчающие обстоятельства: после зимы экспедиция конкурентов не была мобильной - ей требовался отдых, а также они выбрали более длинный путь к месту, где предполагалось найти золотые россыпи . Выигранное время Аносов Н.П. использовал по- своему: он, узнав место стоянки экспедиции конкурента, отправил туда несколько людей для создания фальшивого прииска с необходимыми для этого атрибутами: ямы, столбы , эти декорации должны были задержать передвижение конкурента.
Открытый Аносовым Н.П. прииск оказался крупнейшим во всей системы — Васильевский. Экспедиция конкурента потеряв время, покинула имитацию прииска и выдвинулась на территорию, где золота на тот период не было найдено.