Найти в Дзене
Слово и страница

Образы скупцов у Гоголя и Бальзака

«Миром правит золото, а золотом правит ростовщик» «В золоте сосредоточены все силы человечества» «В каждой мелочи этого безобразного хаоса чувствовалось крушение человеческой жизни» «Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги» «Деньги нужны для того, чтобы без них обходиться» Оноре де Бальзак Оноре де Бальзак и Николай Васильевич Гоголь — писатели подлинно эпического размаха, которые стремились изобразить в своих произведениях полноту окружавшей их жизни. Бальзак, автор «Человеческой комедии», создавал произведения о современных ему социальных нравах. В отличие от романтиков, использовавших идеализирующую художественную схему в своих произведениях, Бальзак прибегает к схеме индивидуализирующей. C 1830 по 1848 год основные силы Бальзака были отданы главному труду его жизни —циклу романов и повестей под названием «Человеческая комедия». Как и «Божественная комедия» Данте, «Человеческая комедия» должна была помочь писателю исследовать саму суть человеческой н

«Миром правит золото, а золотом правит ростовщик»

«В золоте сосредоточены все силы человечества»

«В каждой мелочи этого безобразного хаоса чувствовалось крушение человеческой жизни»

«Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги»

«Деньги нужны для того, чтобы без них обходиться»

Оноре де Бальзак

Портрет Бальзака на марке Монако
Портрет Бальзака на марке Монако

Николай Васильевич Гоголь
Николай Васильевич Гоголь

Оноре де Бальзак и Николай Васильевич Гоголь — писатели подлинно эпического размаха, которые стремились изобразить в своих произведениях полноту окружавшей их жизни. Бальзак, автор «Человеческой комедии», создавал произведения о современных ему социальных нравах. В отличие от романтиков, использовавших идеализирующую художественную схему в своих произведениях, Бальзак прибегает к схеме индивидуализирующей. C 1830 по 1848 год основные силы Бальзака были отданы главному труду его жизни —циклу романов и повестей под названием «Человеческая комедия». Как и «Божественная комедия» Данте, «Человеческая комедия» должна была помочь писателю исследовать саму суть человеческой натуры. Бальзак достигает наивысшей убедительности в описании различных людей среднего класса Франции — журналистов, служащих, финансистов. Сам он определял свой замысел следующим образом: «Исследование нравов дает всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни, ни одного типа, ни одного мужского или женского характера, ни одной профессии, ни одной житейской формы, ни одной французской области, ни детства, ни старости, ни зрелого возраста, ни политики, ни права, ни военной жизни. Основа — история человеческой жизни…» Одним из таких важных человеческих типов является образ скупца, который нашел отражение в том числе в истории ростовщика Гобсека.

-3

Уже при первом своем знакомстве с Дервилем — героем произведения — Гобсек выглядел глубоким стариком. Характерными чертами его внешности являлись тонкие губы, желтые глаза. В самом описании персонажа можно проследить «денежные» цвета: «ибо его желтоватая бледность напоминает цвет серебра, с которого слезла позолота». Тайна его жизни оставалась неизвестной. Эти два обстоятельства выводят нас в каком-то смысле на фаустианскую тему — тему денежной сделки. Внимательный читатель верно заметит, что как таковой образ дьявола ни в «Гобсеке», ни в «Шагреневой коже» не присутствует. Тем не менее, мы можем сделать предположение и сказать о том, что дьявол (как известно) в мелочах. Похожим персонажем является антиквар (хозяин лавки древностей) из романа «Шагреневая кожа». Его лавка в каком-то смысле представляет собой «археологию» всей человеческой жизни, летопись человеческого существования, в котором судьба вещей и судьба людей неизбежно связана между собой.

Как «целитель» социальных болезней, Бальзак детально изучает своих «пациентов», чтобы выявить общие характеристики нравственного заболевания. Гобсек — ростовщик, живущий за счет огромных процентов. Тем не менее, его образ нельзя трактовать однозначно. Это один из самых глубоких и многогранных персонажей в творчестве Бальзака. Суть личности Гобсека предопределена существованием денег. При этом он удивительно тонко понимает людей. В мире, который предстает перед ним как борьба бедных и богатых, Гобсек выступает хладнокровным ценителем жизней. Таинственность и недосказанность его характера подчеркивается тем, что почти вся прошлая его жизнь представляет собой видимую череду преступлений. В образе этого персонажа Бальзак изображает сложную и многогранную связь между духовным миром человека и миром денег.

Плюшкин
Плюшкин

Первый том «Мертвых душ» Гоголя был издан в 1842 году. Как мы видим, у Гоголя могли быть все обстоятельства для того, чтобы учесть литературный опыт Бальзака, дополнить его своими размышлениями и создать образы поэмы. Плюшкин — главный скупец «Мертвых душ». При этом, примечателен тот факт, что образ дома Плюшкина в «Мертвых душах» напрямую связан с образом персонажа. Это мы можем наблюдать и в «Гобсеке». Вот, например, описание дома Плюшкина: «Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски. Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен. Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками. Эти два окна, с своей стороны, были тоже подслеповаты; на одном из них темнел наклеенный треугольник из синей сахарной бумаги». Дом Гобсека также отражает внутренние характеристики хозяина: «Дом и его жилец были под стать друг другу — совсем как скала и прилепившаяся к ней устрица». Тем не менее, герою Гоголя довольно сложно воспринимать окружающий его мир. Он замкнут в своей «скорлупе» и не понимает того, какой степени моральной деградации достигла его душа. Гобсек же, как уже было сказано, невероятно чутко чувствует все, что происходит с другими людьми, то, чем они являются. Ему свойственно чувство справедливости, если он понимает, что перед ним человек, которому следует помочь.

И Гоголь и Бальзак затронули в своем творчестве важнейшую тему — тему многогранности человеческой души, того, как она может меняться под воздействием богатства или, напротив, его отсутствия. Оба произведения заслуживают более детального сопоставления и анализа, а мотивы поступков персонажей — глубокого и подробного размышления.