часть 2
Косса не обходил даже Позитано и Равелло (неподалеку от Амальфи), мест, расположенных рядом с островом, принадлежавшим семье Косса.
Во время своих набегов на города африканского побережья Балтазар не брал в плен кого попало. Он действовал по строго разработанной системе. И никто из тех, у кого было хоть какое-то добро, не ускользал от него.
Во время «экспедиций» в христианские страны самые богатые трофеи приносил грабеж церквей. Золотые и серебряные подносы и чаши, расшитые золотом хоругви, серебряные ризы, золотые урны с останками святых и дары верующих попадали ему в руки. Разумеется, в первую очередь опустошались алтари.
Дома в Берберии были переполнены добром, награбленным мавританскими пиратами в Европе. Кроме золотых и серебряных монет различных стран – дублонов, реалов, скудо, константинатов, торнези, цехинов, – Косса находил там бриллианты и жемчуг, дорогие женские одежды из шелка, драгоценные мужские доспехи (драгоценные потому, что большинство их было украшено бриллиантами. Попадались кольчуги, на которых было до пятисот жемчужин, а также рубины и сапфиры) и мантии правителей, на которых насчитывали до девятисот жемчужин. Из богатых вилл, которые затем предавались огню, люди Коссы корзинами или огромными ящиками выносили золотые и серебряные вещи и дорогие сервизы.
Конечно, все это давалось не без труда. Владельцы, как говорится, зубами вцеплялись в свое добро. И тут уж резня была страшная. Люди Коссы, словно черные демоны, окружали весь район: резали, кололи, убивали сопротивлявшихся людей и на улицах, и в домах, где они запирались. Словно дикие кошки, вскарабкивались они на крыши домов, выламывали двери и окна, врывались в дома. Много крови лилось тогда. Об этом пишет Д. Джовенелли в своей книге «Пиратство».
А с захваченных торговых кораблей Косса доставлял в отчий дом на Искье весь груз, который они везли из Африки и Азии. Соль, пшеница, ткани, ковры, пряности, напитки – Эти товары особенно охотно покупались богачами. И рабы. Рабы-мусульмане. Потому что в ту эпоху, в XIV веке, не было на Средиземном море ни одного судна, будь то венецианское, арагонское, прованское, генуэзское, неаполитанское или какое-нибудь еще, которое не везло бы рабов из Африки или Азии. Рабов продавали в портах Европы богачам, которые использовали их на разных работах, предварительно окрестив, чтобы спасти их души, а заодно тем самым искупить и свои грехи, совершенные в жизни — невольничий рынок процветал.
Однажды, подойдя к Лампедузе Балтазар Косса, совершил вликое «кощунство»
Лампедуза – остров, который находится почти в середине Средиземного моря. Он лежит южнее Сицилии, западнее Мальты, между островом Пантеллерия и тунисским портом Махдия, ближе к последнему.
На этом острове, расположенном между Африкой и Европой, который служил как бы «нейтральной территорией» для европейских и арабских пиратских кораблей, для христиан и мусульман, в центре его была глубокая пещера. На одной из стен пещеры висело старинное изображение святой Марии с младенцем Христом на руках. У противоположной стены была могила мусульманской «святой» – марабу. Обе половины пещеры были завалены разными товарами.
У стены с изображением богоматери лежали мешки с галетами, целые головы сыра, кувшины с маслом, мешки кофе, вино, деньги.
На противоположной, мусульманской, стороне было сложено почти то же самое и еще ящики с турецкой, арабской и персидской одеждой. Все это были приношения, оставленные сторонниками обеих религий – экипажами европейских и мусульманских кораблей. Их оставляли специально для беглых рабов, своих единоверцев, которым удалось бежать с галер. Тот, кому удавалось освободиться от цепей, бросался в воду, плыл к Лампедузе, находил пещеру, полную товарами, и был уверен, что проживет до тех пор, пока к острову причалит какой-нибудь корабль с его единоверцами и заберет его.
Испанский пират Алонсо де Контрера, рассказывая в своих воспоминаниях об этом острове, утверждает, что приверженцы обеих религиозных догм уважали установленный обычай и никто не осмеливался даже подумать о том, чтобы прикоснуться хотя бы к какой-нибудь мелочи из этих приношений. Контрера говорит также, что невозможно перечислить «чудеса», которые творило изображение богоматери в пещере. «Не чудо ли, – говорит он, – что светильник перед богоматерью горел всегда: и днем и ночью, даже если на острове не было ни души?» Итак, покидая остров, никто не рисковал унести из пещеры хотя бы булавку.
И вот «кощунство», о котором боялись даже думать и христиане и мусульмане, совершил будущий папа Балтазар Косса.
«– Что это такое? – спросил он, с удивлением рассматривая товары, лежавшие в этом пустынном безлюдном месте. – Грузите все на корабли!
Один из пиратов осмелился рассказать ему о существующем обычае, показал Коссе изображение и поведал о его «чудесах», но будущий папа был неумолим.
Покинув Лампедузу, корабли пиратов попали в жесточайший шторм.
Корабль Бальтазара отправился на морское дно. Спаслось четыре человека, в том числе и Ядра. Лодка с потерпевшими кораблекрушение целые сутки носилась по морю, и затем ее выбросило на берег. Там пирата узнали, избили и под конвоем отправили в город Ночеру, где заключили в крепость как особо опасного преступника. Жизнь Коссы вновь висела на волоске. На этот раз ему не пришлось совершать побег — выручил папа римский.
В это время (на рубеже XIV-XV вв.) католическая церковь переживала смуту, известную как Великий западный раскол. Первенство папы римского (Урбана VI) оспаривал папа во французском Авиньоне (Климент VII). У каждого понтифика были свои кардиналы, курии, сторонники и войска. Урбан, пообещав Бальтазару прощение его прежних преступлений, предложил ему возглавить римские войска. Также новый назначенец возглавил расследование в отношении кардиналов и епископов, изменивших Урбану. Те из них, кто попал в руки Коссы, были задушены, утоплены или зарезаны
В 1389 году Урбан VI скоропостижно скончался. Его преемник Бонифаций IX сделал Коссу кардиналом. Еще оставаясь главой папских войск, он разгромил заговорщиков, попытавшихся расправиться с Бонифацием. Также Косса стал легатом Святого престола в Болонье. В этом статусе он подписал протокол об избрании папы Григория XII. На тот момент Косса уже был самым влиятельным кардиналом — его отношения с папой были крайне напряженными. В 1409-м Бальтазар созвал Пизанский собор, который должен был низложить авиньонского и римского пап и избрать вместо них нового. Участники собрания высказались за то, чтобы папскую тиару получил сам Косса, но он от такой чести отказался. Пизанским папой (антипапой) стал грек Петр Филарг, принявший имя Александра V. Он целиком зависел от Кассы — кардинал без ложной скромности пользовался своим привилегированным положением и даже назначил своих братьев-пиратов на важные военные должности. Через год Александр скончался — в 1410-м новым антипапой стал Иоанн XXIII. Под таким именем в анналы церковной истории вошел Бальтазар Косса. Став папой, Косса не упустил возможности обогатиться и утвердил прейскурант индульгенций — теперь каждый желающий мог получить отпущение грехов, уплатив за это положенную сумму. Пополняя карманы, папа не забывал и своих политических противников. Одним из них был неаполитанский король Владислав. По одной из версий, Косса отправил Владиславу в качестве наложницы свою внучку Динора, которой предварительно дал любовное зелье. Зелье оказалось ядом, а попробовавшие его Динора и Владислав скончались. Тем временем раздираемое противоречиями католическое духовенство наконец-то договорилось съехаться в вольном городе Констанце, где должен был пройти вселенский собор. Собор открылся в ноябре 1414-го и продолжался 4 года. Именно там сожгли Яна Гуса — главного идеолога чешской реформации. Иоанн XXIII присутствовал на суде, на котором Гусу предъявили обвинение в ереси, но костра так и не увидел, потому что сам был вынужден уносить ноги, переодевшись конюхом. Накануне собор постановил, что папа должен был подчиняться коллективным решениям всего съезда духовенства — еще раньше он обещал отречься, если церковь решит, что так будет лучше. Предчувствуя беду, Косса бежал к Фридриху Австрийскому в Шафхаузен. Присутствовал на соборе и император Священной Римской империи Сигизмунд. Оказавшись в укрытии, Бальтазар принялся писать ему письма в надежде на покровительство. Но увещевания не помогли. В Констанце над папой начался суд. Свидетели начали давать иерархам шокирующие показания о понтифике. Сигизмунд объявил Фридриху войну (а церковь заодно предала того анафеме). Косса бежал из Шафхаузена в Фрибург, но был там пленен в мае 1415 года. Его лишили сана.
Одним из пунктов обвинения было распутное поведение Коссы — у него было множество любовниц самых разных возрастов. Понтифик оставался сладострастником и в почтенном возрасте — привычка, оставшаяся от разгульной пиратской жизни, никуда не делась даже после того, как кардинал возглавил церковь. Также Бальтазара обвинили в убийствах, объявили раскольником и грешником. Низложенный папа провел несколько лет в темнице в немецком городе Мангейм. Католический историк Мурре пишет, что в этот период Косса стал раскаиваться в своих прошлых грехах, сочинял философские стихи о непрочности человеческого бытия. Затем ему удалось выйти на свободу, выплатив курфюрсту пфальцскому гигантский выкуп. Косса отправился в Италию и был принят новым папой — Мартином V, носившим при Иоанне XXIII сан кардинала. Мартин даже пожаловал Бальтазару кардинальскую шапку. Остаток своих дней бывший папа провел относительно благополучно. Скончался во Флоренции 22 декабря 1419 года и ему были устроены пышные похороны. Его гробницу соорудил Донателло.
На могильной плите из белого мрамора лежит отлитая из бронзы и позолоченная маска Коссы, ниже – герб Иоанна ХХIII, под ним высечены на мраморе кардинальская шапка и папская тиара; надпись гласит:
ЗДЕСЬ ПОКОИТСЯ ПРАХ БАЛТАЗАРА КОССЫ, БЫВШЕГО ПАПЫ ИОАННА ХХIII
Сегодня церковь официально считает Коссу антипапой — имя Иоанна XXIII получил Анджело Джузеппе Ронкалли (папа в 1958—1963 гг.).
Предыдущая статья
Подписывайтесь на канал.
Желающие ознакомится с художественной биографией Балтазара Коссы, могут обратится к книге: Алексанр Парадисис «Жизнь и деятельность Балтасара Коссы. Папа Иоанн XXIII