Вокальное искусство или пение это феноменальное явление, возникшее ещё в период неолита (7-3 тыс. до нашей эры), как особое разъяснение всех чувств и эмоций, охватывающих человека. Появление пения объясняется желанием выразить все ощущения, желания, страхи звуками голоса.
В своей истории этот вид искусства прошел много этапов, о которых мы сегодня и расскажем.
По литературным свидетельствам авторства Сапфо, Софокла, Гомера, о профессионально вокале было известно ещё во времена ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (цивилизации, существовавшей с 12 веков до нашей эры до 600 годов нашей эры).
В те времена, профессионально занимающихся пением людей, которые представляли на суд слушателей народные предания под сопровождение струнных инструментов (кифары, лиры) называли АЭДЫ (Стехизор, Клеомен, Ниссида, Терпандр). Певцы могли странствовать или быть на службе у царей или общин. Их творчество имело преимущественно импровизационный характер.
Позже появились РАПСОДЫ («ПЕВЦЫ С ЖЕЗЛОМ В РУКЕ») – так же профессионалы вокального искусства, декламирующие поэмы Гомера, которые исполнялись на праздниках.
Известно, что существовали и РУССКИЕ РАПСОДЫ, благодаря которым были записаны былины о русских богатырях Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Илье Муромце.
Для стран ДРЕВНЕГО ВОСТОКА музыка в целом и вокальное искусство в частности имела важнейшее значение. Принято считать, что самым древним по возникновению было профессиональное вокальное искусство Китая.
«ШИ ЦЗИН» ИЛИ «КАНОН СТИХОВ» Конфуция включила в себя оды, стихотворения, гимны и народные песни 12- 5 веков до нашей эры.
Обращаясь к конфуцианству стоит отметить, что человеческий социум построен по принципу Неба – особой силы, которой подвластно само сотворение мира. Подчиняться и следовать ему с помощью ритуалов – значит поддерживать космический порядок и связь между Небом и миром людей. Музыка была одним из таких ритуалов, ею была пронизана вся Вселенная. Таким образом она объединяла свет и тьму, Землю и Небо.
Музыка ДРЕВНЕЙ ИНДИИ так же является совершенно особой, самобытной культурной единицей.
Ритуальные песнопения занимали особое место в этой культуре, и нашли своё отражение в собрании «РИГВЕДА», которая была составлена в 1700-1100 годах до нашей эры и состоит из 1028 гимнов, восхваляющих богов. «Ригведа» это десять томов, названных мандалами.
Первыми профессиональными представителями искусства пения в Европе становятся народные певцы:
барды – музыканты-сказители (например, ирландские барды были хорошо знакомы не только с историей и традициями, но и с различными поэтическими приёмами);
трубадуры – вокалисты и инструменталисты, сочинявшие свои стихи на провансальском языке (Южная Франция) и активно участвовавшие в жизни общества того времени;
миннезингеры – рыцарские певцы и поэты, воспевавшие любовь преданность службе, рыцарские крестовые походы;
скоморохи – обычно ряженые исполнители песен развлекательного характера;
лирники – странствующие певцы, исполняющие этнические или религиозные сочинения.
После возникновения христианства, вокальное искусство стало тесно связано с богослужениями, и в такой форме распространялось по миру (сначала в одноголосной, а затем и в многоголосной формах).
ОПЕРА, как жанр, появилась в 16 веке в Италии и характеризовалась объединением сольного пения и драматического действа.
Произведения исполняли СОПРАНИСТЫ (певцы-кастраты) – профессиональные певцы, которые обладали высоким, ровным голосом, отличавшимся подвижностью. Они пользовались огромным успехом у публики, так как поражали слушателей невообразимыми пассажами и трелями. Самыми знаменитыми певцами того времени были: Н.Гримальди, К.Броски, Г.Майорано, Дж.Крешентини, Г.Паккьеротти,Ф.Балатри, А.Морески и многие другие.
После запрета католической церковью, сопранисты перестали блистать на оперной сцене в середине 19 века.
30-40 годы 19 века – время настоящей революции в искусстве оперного пения, которая подарила миру выдающиеся голоса времени – ТЕНОРОВ(диапазон пения: До малой октавы – До второй октавы), занявших ведущее место на оперной сцене.
Отметим, что все остальные оперные школы Европы были сформированы несколько позднее и отличались своеобразием:
ФРАНЦУЗСКАЯ больше тяготела к манере декламации;
НЕМЕЦКАЯ – к камерному пению;
АНГЛИЙСКАЯ – уделяла особое внимание драматизму пения.
В РОССИИ оперная школа сформировалась во второй половине 18 века.
Первыми знаменитыми оперными певцами в нашей стране стали Г.Марцинкевич, М.Полторацкий, Е.Белоградская.
С 1783 года в Большом театре начинаются постоянные представления. Также широкое распространение получают крепостные театры.
Дальнейшая история русской оперной школы тесно связывается с Мариинским (Санкт-Петербург) и Большим (Москва) театрами.
В 20 веке великие традиции русской вокальной школы успешно продолжают многие выдающиеся мастера своего дела.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И сейчас искусство пения не стоит на месте, постоянно видоизменяясь: новые жанры и манеры исполнения; стили и всевозможные приёмы извлечения звуков радуют поклонников и поражают наше воображение.