Начало древнерусской государственности относится к 862 г., когда, согласно летописной легенде часто восточнославянских племен призвали варяжского князя Рюрика править ими, так как без сильной руки из вне, если верить летописи, постоянно ссорились друг с другом.
Формирование Древнерусского государства в IX-X вв.
Рюрик, так образом, стал первым князем Древней Руси и правил в Новгороде (согласно летописи) с 862 по 879 гг., положив начало династии Рюриковичей. О правлении Рюрика известно крайне мало. Гораздо больше фактов, проверяемых на ЕГЭ, связано с правлением его преемника – князя Олега.
Олег правил с 879 по 912 гг. Он не был родственником Рюрика, но, как считается, будучи одним из приближенных Рюрика, стал регентом при его малолетнем сыне Игоре. В 882 г. Олег совершил поход из Новгорода на Киев, сделав Киев столицей Руси. Олег, тем самым, объединил два главных центра восточных славян (Киев и Новгород) в единое государство. С этого момента можно говорить уже не просто о Древней Руси, но о Киевской Руси.
Объединив и еще ряд других племен под своей властью, Олег решил попытать удачу в борьбе с более серьезным противником – Византией. В 907 и 911 гг. состоялись успешные походы Олега на Византию, в ходе которых он дошел до столицы этого государства – Константинополя. По итогам походов, Русь и Византия подписали выгодные для Руси торговые соглашения. Это были первые письменные договоры Древнерусского государства.
К моменту смерти Олега в 912 г., сын Рюрика Игорь уже подрос и был готов править самостоятельно. Правление Игоря длилось с 912 по 945 гг. Он решил повторить подвиг Олега и совершил ряд походов на Византию в 941-944 гг., которые, однако, не возымели такого же успеха, какого достиг предыдущий правитель.
Так уж получилось, что Игорь стал наиболее известен лишь тем, как его убили. Игорь был убит в 945 г. в племени древлян за попытку двойного сбора полюдья. Полюдье – это налог, который первые князья собирали с покоренных племен. Согласно “Повести временных лет” (главная древнерусская летопись), дружинники Игоря сподвигли его, вероятно из жадности, потребовать с древлян больше положенного, за что Игорь и поплатился жизнью. Убийство, произошедшее в главном городе древлян Искоростене, возглавил древлянский князь Мал.
Новым правителем Руси после смерти Игоря стала его жена княгиня Ольга (945-964 гг.). Фактически, ей нужно было решить три задачи, чтобы восстановить порядок в стране:
- Вернуть древлян под власть Киева, так как убийство Игоря расценивалось как мятеж и неподчинение,
- Усовершенствовать налоговую систему, чтобы подобные беспорядки больше не повторялись,
- Повысить авторитет Руси на международной арене.
С первой задачей Ольга справилась жестко, решительно и жесткого, изощренно отомстив древлянам. Они были возвращены под власть Киева.
Для того, чтобы усовершенствовать налоговую систему, Ольга провела первую на Руси реформу, по которой полюдье отменялось, а вместо него вводились уроки и погосты. Урок – это строго установленный размер дани. Теперь никто не мог требовать больше, а племена не должны были платить меньше четко установленного размера. Погост – это место сбора дани. Племена привозили налог на погост, откуда его забирали люди князя, которому больше не нужно было самому ехать вглубь племени за налогом. Это снижало опасность новых стычек и конфликтов.
Вероятно, устав от потрясений и реформ, Ольга искала душевного покоя и, согласно летописной легенде, в 957 г. отправилась в Византию, где приняла личное крещение, став, таким образом, первым христианским правителем Древней Руси. Крестным отцом Ольги стал сам византийский император Константин Багрянородный. Принятие христианство укрепило авторитет Ольги в глазах христианских правителей Европы, что позволяет нам сделать вывод об успешности решения Ольгой и третьей задачи.
Таким образом, Ольга блестяще справилась со всеми вызовами, стоящими перед ней, навела в стране порядок и передала власть своему сыну Святославу (964-972 гг.).
Святослав, в отличии от матери, не был заинтересован во внутренних реформах. Его единственной страстью были походы, за что он получил прозвище “пардус” (леопард, гепард). Всё своё правление Святослав посвятил военным походам.
В 965 г. он уничтожил одного из главных врагов Руси того времени – Хазарский каганат. Но на смену хазарам пришел новый кочевой враг – печенеги, победить которых предстоит через много лет Ярославу Мудрому.
В 967-969 гг. Святослав совершил ряд удачных походов на Болгарию, в результате чего с 970 по 971 гг. развернулась целая русско-византийская война, окончившаяся поражением для Святослава. После сражения под Доростолом в 971 г., Святослав заключил мир с Византией и покинул Балканы. Дорога домой оказалась тяжелой: по пути на Святослава напали печенеги и в 972 г. убили его.
После смерти Святослава на Руси началась первая междоусобица – битва за власть между сыновьями Святослава Ярополком, Олегом и Владимиром.
Формально главным считался Ярополк, правивший с 972 по 980 гг. В конечном счете в междоусобице победу одерживает князь Владимир, правивший с 980 по 1015 гг.
Своё правление Владимир начал с реформы языческих культов 980 г. Владимир понимал, что единство страны не может держаться лишь на силе оружия, при этом ему не нравилось, что каждое племя восточных славян, имея один и тот же набор языческих богов, почитает их по-разному. Владимир попытался утвердить на всей Руси единый языческий пантеон во главе с богом войны Перуном, но эта затея провалилась.
Потерпев неудачу в религиозной реформе, Владимир вернулся к привычному для князей делу – походам. В начале 980-х гг. Владимир совершил походы на поляков, а также восточнославянские племена вятичей и радимичей.
В 987 г. в Византии вспыхнуло восстание, и император Василий II Болгаробойца призвал князя Владимира на помощь. Владимир помог и в награду потребовал женитьбы на сестре императора Анне. Византийцы отказались под тем предлогом, что не может христианская принцесса выйти замуж за язычника. Тогда Владимир крестился в византийском городе Херсонес (Корсунь), женился, а следом крестил и всю Русь в 988 г., решив, тем самым, задачу с насаждением единой веры в стране.
После крещения в Киеве сразу же началось строительство первой каменной православной церкви, известной как Десятинная церковь. Строительство шло с 989 по 996 гг.
Крещение оказало огромное влияние на страну:
- Укрепилось единство страны,
- Укрепилась единоличная власть князя,
- Был дан мощный толчок развитию культуры,
- Возрос авторитет страны на международной арене,
- Началось смягчение суровых языческих нравов и обычаев.
Остальное время правления Владимира прошло относительно спокойно, разве что ему приходилось периодически разбираться с печенегами, для защиты от которых князь приказал построить засечные черты.
Первый расцвет Древней Руси
После смерти Владимира в 1015 г. вновь разгорелась борьба за власть. Главными претендентами были Святополк Окаянный (прозванный так, как принято считать, за убийство своих набожных братьев Бориса и Глеба, которые стали первыми русскими святыми) и Ярослав Мудрый. Война между братьями шла четыре года и была довольно ожесточенной, Святополку пришлось даже обращаться за помощью к польскому королю Болеславу I. Но в решающей битве на реке Альте в 1019 г. победу одержал Ярослав Мудрый, который и стал новым правителем.
Ярослав Мудрый правил с 1019 по 1054 гг. При нем Русь достигает первого расцвета в своем развитии. Одно из главных мероприятий Ярослава – создание первого письменного закона Древней Руси “Русской Правды”. Данный документ ограничил право кровной месте кругом близких родственников, устанавливал наказания (в основном штрафы) за различные преступления, а также закреплял правовое положение основных категорий населения того времени, среди которых можно выделить:
- Смерды (они же “люди”) – свободные крестьяне-общинники,
- Холопы – люди, близкие по положению к рабам,
- Челядь – домашняя прислуга,
- Закупы – люди, зависимые за долги (о слова “купа” – долг),
- Рядовичи – люди, зависимые по договору (от слова “ряд” – договор).
Также, Ярослав Мудрый сокрушил печенегов в 1036 г., в честь чего в 1037 г. началось строительство Софийского собора в Киеве.
Но были в политике Ярослава и неудачи: так в 1043 г. состоялась последняя русско-византийская война, в которой Русь потерпела поражение. Договор по итогам войны был заключен лишь в 1046 г. и скреплен династическим браком сына Ярослава Мудрого Всеволода и византийской принцессы из рода Мономахов, имя которой неизвестно. Позже от этого союза родиться будущий выдающийся князь Владимир Мономах.
Несмотря на некоторые неудачи, власть Ярослава Мудрого была настолько сильна, что в 1051 г. он назначил митрополитом русского священника Илариона (раньше митрополитов на Русь присылали из Византии). Иларион, таким образом, стал первым митрополитом русского происхождения. Он известен также, как и автор выдающегося литературного памятника Древней Руси “Слово о законе и благодати”.
Ярослав при помощи династических браков укреплял связи с европейскими монархами, выдавая замуж за них своих дочерей, что в целом также благоприятно сказывалось на авторитете Руси.
Русь после Ярослава Мудрого
После смерти Ярослава установилась совместная власть его сыновей Изяслава, Святослава и Всеволода, известная, как Триумвират Ярославичей (1054-1073 гг.). Триумвирату пришлось столкнуться с новой кочевой угрозой – половцами, от которых братья потерпели тяжелое поражение в битве на реке Альте в 1068 г.
Народ был недоволен слабостью князей в борьбе с половцами, а также ухудшением положения простых крестьян и различных категорий зависимого населения (закупы, рядовичи и др.), из-за чего в 1068-1071 гг. в некоторых городах бушевали восстания. В ответ на восстания братья Ярославичи внесли изменения в Русскую Правду, отменив кровную месть полностью и ужесточив наказания за восстания. Эти изменения известны как “Правда Ярославичей”.
В 1073 г. Триумвират Ярославичей распадается, до 1078 г. в стране не было стабильности, пока, наконец, в живых из Ярославичей не остался только один Всеволод Ярославич, который и правил с 1078 по 1093 гг. Это было относительно спокойное время.
В конце XI века с приходом к власти Святополка II Изяславича (1093-1113 гг.; первым Святополком считается Святополк Окаянный), ситуация в стране ухудшается: продолжаются набеги половцев, а князья, вместо того, чтобы бороться с кочевниками, воюют друг с другом. Чтобы остановить раздоры, один из князей, Владимир Мономах, не являвшийся на тот момент главным, предлагает князьям собраться на съезд в Любече. Съезд состоялся в 1097 г., и на нем было решение о прекращении междоусобиц, так как каждый князь должен править в своей земле и не зариться на соседние. С одной стороны это было крайне благоприятное решение, с другой стороны именно вследствие решений Любечского съезда на Руси стали появляться местные династии, что в будущем станет одной из причин раздробленности.
Владимир Мономах, не будучи главным князем, сумел убедить других князей прекратить раздоры. Но оставалась еще одна проблема – половцы. Князья предпринимали несколько попыток победить половцев, но всё было безуспешно, так как они действовали разрозненно. В 1111 г. Владимир Мономах объединил князей и нанес половцам сокрушительное поражение, после которого они перестали представлять какую-либо угрозу для Руси.
В 1113 г. умирает киевский князь Святополк II. Его смерть спровоцировала народное восстание киевлян, среди которых было много недовольных своим положением закупов. Чтобы усмирить восстания, киевская знать позвала на престол наиболее уважаемого в стране князя – Владимира Мономаха, который не только успокоил восстание, но и внес новые изменения в Русскую Правду, известные как “Устав Владимира Всеволодовича” (главной частью которого, в свою очередь, является “Устав о резах и закупах”; резы – это проценты по долгу), в соответствии с которым облегчалось положение закупов, ограничивалось долговое рабство.
Второй расцвет и распад Киевской Руси
Владимир Мономах правил с 1113 по 1125 гг. При нем Русь достигла второго расцвета в своем развитии. При нем же началось создание главной русской летописи “Повесть временных лет”, автором которой считается монах Нестор, (хотя современные ученые считают, что это не совсем так). Русь была едина и сильна. Перед смертью князь оставил наставление своим потомкам о том, как нужно жить и править, известное как “Поучение детям”.
Сын Владимира Мономаха Мстислав Великий (1125-1132 гг.) продолжил политику отца и на некоторое время сумел сдержать единство страны. Однако после смерти Мстислава Великого Русь окончательно распалась на множество независимых княжеств. Закончилась эпоха Киевской Руси, начался период политической (или феодальной) раздробленности.
Что происходило в мире?
В 800 г. была образована империя Карла Великого, распавшаяся уже в 843 г.
В 962 г. образовалась Священная римская империя.
В 1054 г. христианская церковь раскололась на католическую с центром в Риме и православную с центром в Константинополе.
В 1066 г. англичане потерпели поражение в битве при Гастингсе, и страна была завоевана нормандским герцогом Вильгельмом Завоевателем.
В 1096-1099 гг. состоялся Первый крестовый поход.
Основные даты по теме
- Призвание варягов – 862 г.
- Правление Рюрика – 862-879 гг.
- Правление Олега – 879-912 гг.
- Объединение Киева и Новгорода князем Олегом – 882 г.
- Заключены выгодные для Руси торговые соглашения с Византией – 907, 911 гг.
- Правление Игоря – 912–945 гг.
- Правление Ольги – 945–964 гг.
- Принятие христианства Ольгой – 957 г.
- Правление Святослава – 964–972 гг.
- Разгром Хазарского каганата – 965 г.
- Битва под Доростолом – 971 г.
- Правление Владимира I – 980–1015 гг.
- Реформа языческих культов князя Владимира – 980 г.
- Крещение Руси – 988 г.
- Правление Ярослава Мудрого – 1019-1054 гг.
- Битва Ярослава Мудрого против Святополка Окаянного на реке Альте – 1019 г.
- Польский поход Ярослава Мудрого – 1030-1031 гг.
- Победа Ярослава Мудрого над печенегами – 1036 г.
- Русско-византийская война Ярослава Мудрого – 1043 гг.
- Заключение мирного договора с Византией – 1046 г.
- Правление Триумвирата Ярославичей – 1054-1073 гг.
- Сражение на Немиге – 1067 г.
- Сражение на реке Альте Триумвирата против половцев – 1068 г.
- Киевское восстание против князя Изяслава – 1068 г.
- Восстания в Ростове и Новгороде – 1071 г.
- Битва на Нежатиной Ниве – 1078 г.
- Любечский съезд – 1097 г.
- Победа Владимира Мономаха над половцами – 1111 г.
- Правление Владимира Мономаха в Киеве – 1113-1125 гг.
- Последняя русско-византийская война – 1116-1123 гг.
- Правление Мстислава Великого – 1125-1132 гг.
Термины
- Норманнская теория – концепция, утверждающая, что именно варяги-германцы привнесли государственность отстающим в развитии славянам, когда произошло призвание варягов.
- Антинорманнская теория – концепция, согласно которой славяне находились на достаточно высоком уровне развития и не нуждались в помощи из вне для создания собственного государства.
- Полюдье – налог, который собирали древнерусские князья с подчиненных племен.
- Урок – строго установленный размер дани.
- Погост – место сбора дани.
- Лествица – система передачи власти в Киевской Руси старшему в княжеском роду.
- Бояре – старшие дружинники князя.
- Русская правда – первый письменный закон Древней Руси.
- Закупы – частично свободные, отрабатывавшие долг (купу);
- Челядь – домашняя прислуга, близкая по положению к рабам;
- Рядовичи – заключившие договор (ряд) с феодалом и попавшие в зависимость;
- Смерды – изначально свободные землепашцы, впоследствии постепенно закрепощенные;
- Холопы – бесправные люди, не имевшие своего хозяйства и работавшие на господина;
- Огнищанин – должность управляющего хозяйством князя;
- Тиуны – привилегированные княжеские слуги, участвовавшие в управлении вотчиной феодала.
- Печенеги – кочевой народ, проживавший на южных границах Руси.
- Слово о законе и благодати – памятник древнерусской литературы. Произведение написано митрополитом Иларионом в 30-е гг. XI в.
- Династический брак – брак между представителями разных королевских династий (как правило, иностранных) с целью укрепления дружеских отношений между государствами, представители которых вступают в брак.
- Триумвират Ярославичей – политический союз сыновей Ярослава Мудрого (Изяслав, Святослав, Всеволод), сложившийся на Руси после смерти Ярослава в 1054 г. и просуществовавший до 1073 г.
- "Остромирово Евангелие" и "Изборник Святослава" – древнейшие из дошедших до наших дней памятников древнерусской литературы
- Половцы - кочевой тюркский народ, проживавший в историческом регионе, известном как Половецкая степь и осуществлявший постоянные набеги на Русь со второй половины XI в.
- "Правда Ярославичей" - совокупность изменений, внесенных в "Русскую Правду" Ярослава Мудрого его сыновьями примерно в 1068-1071 гг.
- Устав Владимира Всеволодовича – законы Владимира Мономаха, принятые для успокоения киевского восстания 1113 г. Вошли в состав Русской Правды.
- Устав о резах и закупах – важнейшая часть Устава Владимира Мономаха, закон, ограничивающий долговое рабство.
- Поучение детям – выдающийся памятник древнерусской литературы, созданный Владимиром Мономахом как наставление своим преемникам.
- Повесть временных лет – главная древнерусская летопись, считающаяся важнейшим источником по истории Древней Руси.
Мой исторический проект в Telegram
Подборка книг для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по истории
Смотрите также:
1. Дискуссия о призвании варягов: было или не было?