Найти в Дзене

Ржев: экономика города до и после войны

Оглавление

3 марта 1943 - день освобождения Ржева от немецко-фашистских захватчиков. Этот город известен прежде всего трагическими событиями Великой Отечественной войны, о которых долгое время непринято было вспоминать. В июне 2020 был открыт мемориал Ржевскому солдату, который восстановил историческую память о событиях тех лет.

Мы тесно познакомились со Ржевом в 2014, когда изучали средние города Центральной России в рамках диссертационного исследования. Тогда впервые для себя мы открыли, что эта тяжелая и печальная ассоциация только с войной - бремя для древнего города, который насчитывает более 800 лет своей истории. Потом бывали и исследовали Ржев не раз - уже в рамках работ по проектам благоустройства на конкурс Минстроя РФ.

В блоге уже публиковались материалы, собранные нами во Ржеве, писали мы и о последствиях войны для нашего региона с точки зрения социально-экономической географии. Сегодня мы немного поговорим о том, каким был Ржев до страшных событий 1941 – 1943, и о том, как он изменился после оккупации, полностью разрушенный и восстановленный.

Исторический Ржев

Ржев на протяжении большей части своей истории был центром окружающей территории – возглавлял удельное княжество, уезд, район. Волга, на берегах которой расположен город, была важнейшей транспортной артерией, поэтому в Ржеве активно развивалась торговля и местные промыслы. Ржевские купцы делали свое состояние на льне, пиве и строительных товарах.

В 1905 из Ржева было отправлено около 2 млн. пудов льна – это 13% всего русского экспорта. Лен дал толчок развитию промышленности – в 1875 появилась писчебумажная фабрика. В 1912 известные промышленники Рябушинские построили во Ржеве льночесальную фабрику. Местные купцы Лютов и Сягин открыли маслобойные заводы. В 1903 в городе был открыт спиртоводочный завод.

Важное значение для развития города имело строительство железных дорог. В 1874 г. было открыто движение по железной дороге Лихославль – Ржев, через 14 лет (1898 г.) ветка продлена до Вязьмы. В начале XX в. была введена в эксплуатацию железная дорога в Прибалтику из Москвы, и Ржев становится значимым железнодорожным узлом.

Ржев до войны

В период первых пятилеток в Ржеве были построены завод первичной обработки льна, завод Сельмаш (по производству льнообрабатывающих машин), механический завод министерства авиапромышленности, лесозавод, хлебозавод, мясокомбинат. Всего в городе к 1941 г. действовало более 20 предприятий.

Ржевская промышленность давала стране олифу, жмых, шелк, колодки для сапожных фабрик, машины для льняной промышленности, спирт, термоизоляционные материалы. В городе сложился цельный комплекс льноперерабатывающих предприятий, который в то время редко можно было увидеть в одном месте.

В предвоенные годы выросло значение города как железнодорожного узла. В 1936 г. в городе было открыто Управление Калининской железной дороги. Действовало два соединительных вокзала – Ржев-Белорусский и Ржев-Балтийский, имелось 3 паровозных депо и вагоноремонтное депо.

Довоенный Ржев – один из крупнейших городов Калининской области, по численности населения (около 58 тыс. чел.) он уступал только Калинину и Вышнему Волочку. В 1936 г. Ржев перешел в категорию городов областного подчинения, что подтвердило его статус крупного промышленного, культурного, транспортного центра региона.

Разрушение и восстановление Ржева

14 Октября 1941 г. во Ржев вошли немецко-фашистские войска, городу предстояли 17 месяцев оккупация. Сложно переоценить роль Ржева в истории Великой Отечественной войны. В ходе военных операций город подвергался артобстрелам и авианалетам, и довоенный Ржев был практически стёрт с лица земли.

Разрушенное здание госбанка во Ржеве, фото из группы «ВКонтакте» Ржев. Древний
Разрушенное здание госбанка во Ржеве, фото из группы «ВКонтакте» Ржев. Древний

На момент освобождения в марте 1943 в Ржеве насчитывалось около 250 человек. Первые годы оказались самыми трудными, людям приходилось жить в землянках, разминировать городские территории, разбирать завалы, налаживать производство в условиях дефицита рабочих рук и материалов, в отсутствии коммунальных сетей.

Ржев в 1943, фото с сайта pastvu.com
Ржев в 1943, фото с сайта pastvu.com

За первые 9 месяцев после освобождения были восстановлены и пущены в эксплуатацию хлебопекарня, лесопильный завод, пивоваренный завод, типография, предприятия по производству товаров народного потребления. В 1944 начали работу кирпичный завод и маслозавод. В 1945 г. заработали льночесальная фабрика и льнозавод, мебельная фабрика была преобразована в завод мебельной фурнитуры «Зенит».

Население города быстро увеличивалось, только за 1944 численность населения увеличилась почти вдвое – с 15,4 тыс. чел. до 26,4 тыс. чел. К концу 1949 г. численность населения города составила около 35 тыс. чел.

Численность населения Ржева в послевоенный период  по данным переписи населения (составлено авторами)
Численность населения Ржева в послевоенный период по данным переписи населения (составлено авторами)

К 1950 г. экономика Ржева вышла на довоенные объемы производства., работали на полную мощность 15 промышленных предприятий. Если довоенный Ржев – это центр легкой промышленности, то советский Ржев - машиностроительный.

Особенно ярко новая специализация проявляется с 1950-х годов, когда Ржев превращается в один из крупнейших центров машиностроения в регионе. «Механический завод им. Г.И. Петровского» (позже – ЭЛТРА), «Электромеханика» (бывший Инструментальный завод) и Краностроительный завод – главные предприятия этой отрасли.

Война и процесс послевоенного восстановления сильно изменили Ржев. Из купеческого торгового города Ржев к середине второй половины XX в. превратился в крупный промышленный центр.