Я постоянно перечитываю "Науку логики" Гегеля и постоянно нахожу в ней что-то новое, каждый раз углубляя собственное понимание. Пройдемся вкратце по "Качеству" - первому разделу первого тома "Науки логики", возможно это поможет интересующимся философией Гегеля чуть лучше понять это Великое произведение. Рассмотрим движение мысли в этом первом разделе кратко, понятно и с примерами.
Гегеля в "Науке логике" интересует царство чистой мысли: как устроено и как работает наше мышление? Чтобы понять это, нужно начать с самого начала - расчистить пространство у себя же в голове, убрать всё наносное и увидеть как работает чистая мысль, как она устроена. Ближайшим материальным проявлением мысли, за которое можно хоть как-то ухватиться и исследовать, является язык, слова, категории. Мышление и язык начинаются с осознания (пусть даже и очень туманного) того, что что-то есть. Если мы не осознаем "естьности", значит мы в небытии, нас самих нет, мышление не может начаться. Что-то есть. Мы пока не знаем что, поэтому откинем это "что-то". Перед нами просто "есть". Что такое это "есть"? Это самая фундаментальная философская категория - бытие. Но какое оно, это бытие? Никакое. Мы ничего не можем сказать о его качествах. Оно пустотно. Оно, по своей сути, по своему содержанию, ничто. Вот и вторая самая фундаментальная философская категория - ничто. Следите внимательно за ходом мысли: бытие перешло в ничто.
А что такое это "ничто"? Оно какое? Такое же никакое. Такое же никакое, как что? Как бытие. Вот и ничто перешло обратно в бытие. Получается бытие и ничто ничем друг от друга не отличаются (логически, в чистом виде), но при этом в мышлении постоянно переходят одно в другое. Они тождественны и они различны, как по сути тождественны и различны такие операции как 0+0 и 0-0. Они одинаковы, но они же переходят друг в друга, как разные. А что это значит? Что это такое за явление или процесс, когда одно и то же переходит в другое, но остается тем же, собой? Это есть становление. Вы как человек - это один и то же объект, переходящий из одного состояния в другое, ваше детство теперь есть ничто, но тот ребенок 10, 20, 30 лет назад - это всё равно были вы же. Однако у нас здесь еще нет никакого объекта, перед нами само это чистое становление, как переход бытия в ничто (прехождение), а ничто в бытие (возникновение), при том, что и первое, и второе есть одно и то же.
Но теперь получается, что перед нами одно и то же, которое переходит от самого себя в себя же. Одно переходит в другое, но это другое оказывается тем же самым одним и процесс повторяется снова. Разность бытия и ничто полностью ликвидирована, их больше нет, как разных, они слились друг в друге в этих взаимопереходах. Но раз нет разности бытия и ничто, которые теперь слились в одно, значит нет и становления, которое основывалось на тождестве и различности бытия и ничто. А что же осталось? Что-то одно, единое, целое - результат становления, то, что стало, наличное бытие.
Что такое наличное бытие? То, что стало. Существование чего-то определенного, пока непонятно чего. Это бытие, но уже не пустое, не чистое, а бытие, ставшее результатом становления. Это некая реальность, оказавшаяся перед нами. Наличное бытие не чисто, а определено тем, что оно есть результат становления. Это его качество, отрицающее прежнее, чистое состояние бытия. Реальность наличного бытия переходит в отрицание прежнего состояние. Реальность - это утверждение некоего качества, но утверждение одного возможно лишь тогда, когда отрицается другое. Реальность одного, переходит в отрицание всего другого. Реальность и отрицание различны, но теперь становятся тождественными и неразрывно связанными. Единством реальности и отрицания становится нечто (не+что).
Реальность и отрицание слились в нечто. Реальность, чтобы сохранить себя, вынуждена отрицать другое, иное. Реальность переходит в отрицание, чтобы сохранить себя, переходит в свою противоположность. Таким образом в нечто выделяются два момента: в-себе-бытие как момент равенство нечто с собой, бытие-для-иного - как момент неравенства нечто с собой. Равенство с собой возможно только при наличии неравенства с собой. Утверждать себя можно только отрицая в себе же иное. Утверждать можно только отрицая. Утверждение не может быть без отрицание. Утверждение переходит в отрицание. Является им одновременно. Итак, нечто отрицает в себе иное, чтобы утвердить себя. Но что такое это иное чисто логически? Иное - это другое нечто. Иное - тоже нечто. Таким образом, нечто и иное логически тождественны. А значит нечто отрицает в себе себя же, подобно тому, как человек, взрослея, отрицает себя же маленького, но если человек не будет утверждать себя взрослого, отрицая себя же прежнего, его жизнь остановится. Жизнь - это постоянное утверждение себя же нового, отбрасывая себя же прежнего, но оставаясь всё тем же собой.
Таким образом, нечто и равно себе и неравно одновременно, оно сохраняет себя, отрицая себя же. Как это возможно? Что это значит? А это значит, что перед нами изменяющееся нечто. То качество, которое нечто стремится сохранить в себе называют определением. То качество, которое отрицается, выталкивается из нечто в иное, есть характер или внешняя определенность. Однако и то, и другое есть лишь качества. Но и то, и другое есть качества, которые могут выполнять как роль определения, так и роль внешней определенности в зависимости от того, что из них брать за главное качество, а что, за второстепенное, а значит они тождественны и нетождественны одновременно и перед нами теперь два нечто: определение одного является лишь внешней определенностью (отрицаемым качеством) у другого, а внешняя определенность первого является определением у другого. Таким образом, если я мужчина, значит где-то в мире есть женщины, по сравнению с которыми я понимаю, что я мужчина. Если я взрослый, значит где-то в мире есть дети, по сравнению с которыми я понимаю, что я взрослый. Да, я никогда не был женщиной, чтобы стать мужчиной, но был ребенком, прежде, чем стать взрослым. Но для того, чтобы быть взрослым мужчиной я в равной степени отрицаю, отбрасываю от себя как женственность, так и детскость. Получается нечто и другое нечто (иное) связаны и разделены одновременно, так как они различны, но это разница порождается одними и теми же качествами, каждое из которых в нечто и ином играют свою роль (определения или внешней определенности). Как это возможно? Это возможно лишь на границе этих двух нечто. Граница – это то, что соединяет и разделяет два нечто, которые теперь становятся ограниченными нечто, но и сама граница - это тоже ограниченное нечто, а перед нами теперь остались только ограниченные нечто - конечные нечто.
Граница сама оказалась нечто, но теперь уже не просто нечто, как раньше, а ограниченным нечто - конечным. Конечное, будучи изменяющимся нечто, стремится выйти за свои пределы. Сила, побуждающая к этому выходу есть долженствование. Но долженствование порождается самим фактом существования предела, который, в свою очередь, бессмысленен без долженствования, а значит они сливаются в одно - бесконечное движение нечто к иному, а от того иного к следующему и так далее. Так наше конечное бесконечно движется к иному и в итоге просто сливается с бесконечным, ибо нет больше ничего, кроме этого бесконечного движения, кроме бесконечного.
При более детальном рассмотрении, бесконечность распалась на два противоположных момента: дурную бесконечность и истинную бесконечность. Дурная бесконечность - это бесконечная прогрессия конечных нечто по сути в никуда, без какого-либо смысла и направления, "скучное чередование" иных, символом которого является линия, бесконечно протянутая в обе стороны. Истинная бесконечность - это круговое движение, возвращение нечто к себе же, так как нечто, изменяясь становится иным, а иное, изменяясь становится снова иным (другим иным, иным иным), то есть, чисто логически, становится снова нечто (подобно тому, как отрицание плюса есть минус, но затем отрицание минуса снова есть плюс). Оба процесса (линейное и круговое движение) существуют одновременно, а потому их синтезом является спираль - для-себя-бытие - такое бытие, в котором различия между нечто и иным более не имеют значения, как не имеет особого самостоятельного значения и бесконечное движение от нечто к иному и снова к иному. Это новое нечто есть единая цельность, только оно одно и есть, а раз нет больше иного, значит оно есть лишь для себя.
Так как для-себя-бытие – это бесконечное бытие, в котором различия между нечто и иным стерлись, то оно предстает перед нами как нечто одно, единственное бытие, кроме которого ничего больше нет. Для-себя-бытие, следовательно, есть одно. Но одно как нечто может быть лишь только там, где есть его противоположность - многое. Для-себя-бытие распалось на одно и многое. Одно и многое, отталкиваясь и притягиваясь, переходят друг в друга, сливаясь в количество. Качество перешло в количество, закончился первый раздел «Учения о бытии» - "Качество".
Мой философский проект в Telegram
Для углубления в тему ознакомьтесь с подборкой книг Гегеля и о Гегеле на Литрес
Смотрите также:
1. Диалектика Гегеля кратко и понятно с примерами
2. Зачем вообще нужен Гегель и его диалектика?
3. Диалектика общественного развития: откуда и куда мы идем?
4. "Наука логики" - книга, которая изменила мою жизнь
5. Гегель и физика: Квантовая механика и Сознание