Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Промысел Божий часто называют домостроительством Божьим. Если мы посмотрим на свою духовную жизнь как на процесс домостроительства, то будет легче обнаружить, что мы полагаем в фундамент, а что мы ставим в завершение. Если мы понимаем, что конечная цель наших стремлений, молитв, добрых дел – это единение со Христом, то не всегда понятно, с какого конца начинать это домостроительство. Господь говорит нам, что он есть Альфа и Омега, Он есть камень, который строители положили во главу угла. Этот камень называется замковым, он обозначает и камень, положенный в фундаменте здания, на котором строится весь дом, и камень, который полагают в свод арки, который замыкает арку. Это один и тот же камень. Господь сравнивает Себя и с началом, на котором начинают строительство, и с завершением строительства.
Когда мы говорим о духовной жизни, то очень отчетливо понимаем, что Христос – это конец и вершина нашего стремления, но забываем, что он является и началом. Когда на Божественной литургии нам предлагается само Тело и Кровь Христовы, то как можно не причастится? Если мы полагаем в основании своей духовной жизни чинопоследования, молитвы, некоторые правила и видим во Христе только цель, то получается, что мы строим не на Христе, мы строим на своей гордыни, на некой традиции, на тщеславии, но в основе должен быть именно Христос. Приходя на божественную литургию, мы помним, что нам предлагается сам Христос в Его Теле и Крови в чаше Христовой. Необходимо стремиться как можно чаще, на каждой божественной литургии, на которую мы пришли, на которую Господь сподобил нас явится, – причащаться.
Очень часто люди не приступают к чаше, потому что боятся, что они не приготовились должным образом. Но, если мы внимательно почитаем послание апостола Павла к Коринфянам, где он осуждает христиан, которые причащаются недостойно, мы увидим, что они не рассуждают о Теле и Крови Христовой[1]. Раньше божественная литургия совершалась с вечера после ужина, а не с утра. И люди приходили просто поесть, а после ужина, когда им преподавались Тело и Кровь Христовы, они не понимали, что это – Тело и Кровь. Они думали, что это продолжение ужина и стремились протиснуться вперёд, взять себе куски побольше и получше. Именно это апостол Павел называет недостойным причащением: когда мы, во-первых, не видим ближнего, который здесь же с нами за одной трапезой, во-вторых, стремимся отхватить себе кусок побольше и получше. Часть из-за этого уже невозможна в принципе, потому что мы совершаем божественную литургию с утра натощак и, кроме тела Христова, у нас на трапезе ничего нет. Поэтому, если мы не считаем, что в чаше находится хлеб и вино, а понимаем, что это истинные Тело и Кровь Христовы, то мы уже не можем согрешить недостойным причащением. Мы причащаемся Тела и Крови Христовых. Именно это понимание должно лежать в основе нашей практики причащения и нашей подготовки к причастию: стремление любой ценой, приходя в храм с утра натощак, причаститься святых Христовых тайн.
Количество прочитанных молитв и строгость возложенного поста должны быть второстепенными, должны быть подспорьем, чтобы мы разобрались, что всё-таки это не хлеб и вино, не простая еда, а что это – Тело и Кровь Христовы. И если мы это понимаем, если мы идем на божественную литургию как на встречу с Богом, то обязательно нужно причащаться. Так, как позволяют силы, возможности, время и семейная жизнь, нужно подготовиться и обязательно участвовать в Евхаристии, принимая святые тайны Христовы. Господь видит возможности каждого из нас: многозаботливость, многодетность, перегруженность на работе… Если всё это будет важнее, чем Христос, то долго мы не проживём. И вот, чтобы Господь не карал нас за безбожие, нам необходимо в начало своей жизни полагать Христа. В начале мы причащаемся, а затем выстраиваем свою жизнь, исходя из того, что мы на каждой божественной литургии причащаемся.
Можем – молимся немножко, но от всего сердца. Можем много – молимся много и от души. Можем строго поститься – постимся строго, не можем – постимся так, как можем, потому что апостол Павел говорит, что «ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем»[2]. Тем более никакая колбаса не должна нас отделять от Бога, но и никакие невычитанные молитвы не могут быть поводом к тому, чтобы мы не причащались.
Дорогие братья и сестры! Старайтесь жизнь выстраивать так, чтобы каждую божественную литургию вы приходили не просто послушать молитвы, но причаститься, и, самое главное, не бросайте своих детей, которые идут одни на причастие за всю семью. Причащайтесь все вместе: мама, папа, тот кто привёл на причастие, крёстные – обязательно причащайтесь со своими детьми, потому что в этом заключается наше единство друг с другом, с Богом, со Христом и со всей Церковью святых живых и святых умерших, которые находятся у Бога и молятся за нас у престола Всевышнего. Поэтому пусть Господь укрепит вас на молитвенный подвиг, пусть Господь дарует вам пасхальную радость, которая, возможна, только при участии в таинстве Евхаристии. Христос Воскрес!
[1] 1 Кор. 11:29.
[2] Рим. 8:39.