Найти тему
Глазами космополита

Шошке, нарисуй мою боль

"ОНИ ВСЁ ЕЩЕ ТАМ"
"ОНИ ВСЁ ЕЩЕ ТАМ"

Не в первый уже раз обращу ваше внимание на то, что война - время удивительной ясности, если только вы не предпочитаете зажмуриваться и наслаждаться искаженной картиной мира.

Добро и зло, друзья и враги, доблесть и подлость - всё во время войны предстает в своем истинном свете. Случается, что знаешь человека в течение многих мирных лет и он кажется приличным, даже порядочным. Выглядит пристойно, говорит грамотно, с окружающими вежлив. Но с началом войны по различным его словам и поступкам становится очевидно: подлец, трус, приспособленец. Беспринципное и бесхребетное существо.

Примеров таких разочарований у меня лично больше, чем хотелось бы. Речь тут и о публичных людях: артистах, музыкантах, писателях, журналистах, и о вполне реальных знакомых - коллегах, соседях, приятелях.

В этом, впрочем, есть некая польза, возможность очистить свою персональную реальность от тех, кто способен тебя предать при первом же шухере. Этакая санобработка.

Однако есть и обратные примеры.

Бывает, живет себе некий шалопай, все время что-то такое дурацкое выдумывает, будоражит общественное мнение вызывающими выходками, ну клоун клоуном. Всякому ясно, что полагаться на этого персонажа нельзя.

А случается страшное и человек преображается, полностью переключаясь с эпатажного самолюбования на помощь людям, которые в этом нуждаются.

-2

Именно такая вдохновляющая метаморфоза произошла с израильским художником-карикатуристом Зеэвом Энгельмайером.

Он и раньше был человеком известным, хотя славу имел довольно скандальную.

Будучи творческой натурой и обладая хулиганским чувством юмора, Энгельмайер то и дело появлялся на различных политических акциях, уличных праздниках, гей-парадах или просто в людных местах одетым в причудливые костюмы.

-3

Иногда в облачении дикого кабана (например, в хайфской подземке "Кармелит"), иногда в образе выдуманной им для рекламы и комиксов карикатурной девушки Шошке. Чаще всего вызывающе-обнаженной.

Как-то раз художника даже арестовали, что, конечно, лишь послужило ему дополнительной скандальной рекламой.

"РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ" в стиле Шошке на пляже Тель-Авива
"РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ" в стиле Шошке на пляже Тель-Авива

"Я страсть как люблю абсурд, - признался как-то Энгельмайер, - и многое из того, что я делаю - полнейшая бессмыслица".

Любители грубоватого юмора оценили фантазию художника, и постепенно персонаж Шошке, этакой разухабистой неунывающей девицы, приобрел заметную популярность в интернете.

-5

Кто бы мог подумать, что все эти художества на грани, а нередко и за гранью дурного вкуса, во время войны обратятся в своего рода спасательный круг для тысяч людей.

Но и глядя на гусеницу трудно поверить, что это непривлекательное существо способно стать бабочкой.

"ПОД ПОДУШКОЙ. ПЫТАЯСЬ ПОЧУВСТВОВАТЬ СТРАХ И ОТЧАЯНИЕ ЗАЛОЖНИКОВ"
"ПОД ПОДУШКОЙ. ПЫТАЯСЬ ПОЧУВСТВОВАТЬ СТРАХ И ОТЧАЯНИЕ ЗАЛОЖНИКОВ"

Трагедия 7 октября так потрясла Зеэва, что он отбросил все свои привычные дурачества, весь цинизм, и начал рисовать то, что чувствовал.

Это началось наутро после произошедшего.

И с тех пор каждое утро - буквально, без исключения - художник рисует что-то новое о войне, о горе, о надежде, о победе. Он назвал эти работы ежедневными открытками.

В первые дни после Черной субботы рисунки тоже были черно-белыми, наполненными ужасом. Как "Герника" Пикассо.

"КАК НАРИСОВАТЬ БОЛЬ"
"КАК НАРИСОВАТЬ БОЛЬ"

Справиться с собственной болью было нелегко. Но в какой-то момент Энгельмайер начал получать от своих подписчиков сообщения в соцсетях, адресованные Шошке. Тому самому выдуманному веселому персонажу. Люди просили ее изобразить то, что разрывало им сердце.

И художник понял, что это ведь не только его личная боль, она наша общая. Стало ясно, что ему следует делать. И Зеэв начал рисовать то, что было на душе - и у него, и у каждого из нас.

Так, как умел, в стиле Шошке.

"АГАМ ИГРАЕТ НА ВООБРАЖАЕМОЙ СКРИПКЕ. КОНЦЕРТ ДЛЯ ЗАЛОЖНИКОВ"
"АГАМ ИГРАЕТ НА ВООБРАЖАЕМОЙ СКРИПКЕ. КОНЦЕРТ ДЛЯ ЗАЛОЖНИКОВ"

А люди писали и писали.

Шошке, нарисуй моего братика, он в заложниках у убийц.
Шошке, нарисуй моего погибшего отца снова живым.
Дорогая Шошке, я так хочу, чтобы все вернулись домой, помоги мне это увидеть.

И воображаемая Шошке рисует, помогая людям пережить горе, обрести веру в то, что всё не безнадежно, что счастье вернется в наши дома.

В этих простеньких, наивных, почти детских рисунках столько правды и искренности, что на них сложно смотреть равнодушно.

"УРИ ИЗ КИБУЦА "ЗИКИМ" ФОТОГРАФИРУЕТ АНГЕЛОВ"
"УРИ ИЗ КИБУЦА "ЗИКИМ" ФОТОГРАФИРУЕТ АНГЕЛОВ"

Художник изображал Рыжика Кфира Бибаса, отмечающего свой первый в жизни День рождения в подвале хамасовских нелюдей.

Он нарисовал 80-летнюю Яффу Адар, увезенную террористами на гольф-каре в Газу, возвращающейся домой на таком же транспорте в окружении балерин, цветов и сердечек.

Обратите внимание, что возвращение Яффы художник представил, еще не зная, вернется ли она в реальности. Картинка не описывала случившееся, она воплощала надежду.

А из-за того, что подпись гласила "Бабушка Яффа возвращается домой", многие, включая прессу, поначалу думали, что это рисунок ее внучки по имени Шошке.

"БАБУШКА ЯФФА ВОЗВРАЩАЕТСЯ ДОМОЙ"
"БАБУШКА ЯФФА ВОЗВРАЩАЕТСЯ ДОМОЙ"

Это, конечно, об Израиле, о евреях, о совершенно конкретных событиях.

Но вместе с тем это о нас всех, о людях, где бы мы ни жили, к какому народу бы ни принадлежали.

Это картинки о любви, о человечности, о сострадании.

Погибших людей художник рисует почти как живых, заложников представляет вернувшимися и счастливыми. Он не столько фиксирует страшное, сколько старается дарить утешение.

И людям это правда помогает.

Но все равно время от времени у него встречаются душераздирающие рисунки.

"СЕМЬЯ БЫЛА ОПОВЕЩЕНА"
"СЕМЬЯ БЫЛА ОПОВЕЩЕНА"

Если вам не совсем понятен контекст предыдущей картинки, прочитайте вот эту статью.

Там все подробности.

Я не великий художник, я никого не рисую красиво, - говорит Энгельмайер. - Я всегда предупреждаю об этом семьи заранее. Но мои заказчики всегда отвечают мне, что это нормально”.

Никакой платы за свои работы он не берет. Просто распечатывает рисунки в соседнем магазине и отправляет их по почте тем, для кого рисовал.

Я где-то читал, что в Израиле уже есть психологи, которые используют картинки Шошке в своей работе. А в помощи психологов сейчас нуждаются множество людей.

"ДЕТИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ДОМОЙ"
"ДЕТИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ДОМОЙ"

Если хотите увидеть больше ежедневных открыток Шошке, то вот пара ссылок на аккаунты в соцсетях: первая и вторая.

Когда друзья спросили Зеэва, что бы он хотел получить на День рождения, художник ответил, что мечтает о двух вещах: о том,чтобы все заложники вернулись домой, и о наборе новых цветных маркеров.

Маркеры ему друзья подарили.

А исполнения второй мечты пока придется подождать.

«Привет, Шошке. Я каждое утро ищу твои открытки, которые несут свет и надежду. Я хочу рассказать тебе свой сон. Когда вернулись Луис и Фернандо, мне приснилось, что похищенные возвращаются из плена, и я прижимала их к сердцу крепко-крепко. Я хочу, чтобы они знали, что их любят, и что мы позаботимся о них. Может быть, ты сможешь нарисовать мою мечту?»
-13

*Комментарии приветствуются, но если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите. Удалю и заблокирую.

**Если эта статья показалась вам важной и интересной, публикуйте ссылку на нее в соцсетях, советуйте знакомым, правда нуждается в распространении.