Найти тему

НЕДЕЛЯ 3-Я ПО ПАСХЕ. СВВ. ЖЕН МИРОНОСИЦ.

08 мая 2022 Мк. 15:43 – 16:8
Мк. 16:9–20.
08 мая 2022 Мк. 15:43 – 16:8 Мк. 16:9–20.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня Святая Церковь чтит память апостола евангелиста Марка и святых жён-мироносиц. Я от все души поздравляю всех сестёр святого храма сего с днем памяти всех женщин христианок, трудящихся во благовести христовом, в поддержании своих семей и православных храмов в надлежащем состоянии и благочестии!

Вспоминая о святых жёнах-мироносицах, мы невольно возвращаемся в допасхальный период страстной недели, когда Христос только готовился к своим страданиям, когда Он уже знал, что Ему предстоит пойти на крестную смерть. Одна из женщин в страстной вторник приходит для того, чтобы помазать ноги Иисуса святым миром. Ученики недоумевают: для чего она это делает? Это миро стоило очень дорого – 300 динариев. Нужно было целый год работать поденным рабочим, чтобы заработать на этот маленький сосуд, который был столь безрассудно раздавлен и пролит на ноги Иисуса. Но Господь говорит: «оставьте эту женщину, не трогайте её, не браните, потому что она сделала доброе дело и приготовила Меня к погребению…».

Под добрым делом здесь имеется в виду не просто хороший поступок. В иудаизме существовало понятие «добрых дел»: был определенный список, который правоверные иудеи должны были неукоснительно соблюдать. Если они хотели угодить Богу, они должны были делать эти добрые дела. Приготовление умершего к погребению и было одним из таких добрых дел, которое люди должны были совершать. Но никто кроме Христа не понимал, что в этот момент на самом деле происходит. Ученики видели напрасную трату драгоценного мира. Женщина пришла выразить свой духовный порыв, направленный ко Господу, благодарность за то, что Бог ей сотворил, а знала об этом только она. Но Господь уже знал, что она готовит Его тело к погребению.

После крестной смерти Спасителя, когда Его тело снимают с креста, Никодим берет сто литров нардового мира и идет также помазывать тело Иисуса. На этот раз уже после смерти, на этот раз уже совершая действительно тот обряд погребения, который должен быть совершен над человеком, которого сняли с креста, которого готовят положить во гроб. Здесь уже Никодим видит в этом действии приготовление Христа к погребению.

Получается Христос был дважды помазан на погребение. Поскольку была пятница, и в субботу по иудейскому закону никакие дела совершать не дозволялось, то с наступлением воскресения мы видим, что жены-мироносицы идут, чтобы снова помазать тело Иисуса. Таким образом, это было бы уже третье помазание тела Иисуса, хотя конечно же умершего помазывают только один раз. Но их не интересовало то, что Никодим уже совершил это помазание, то, что в великий вторник, оказывается, Христос уже принял это помазание. Они шли, потому что они не могли оставить своего учителя и Господа без помазания.

Таким образом, мы видим, с одной стороны, абсурдную вещь: человека три раза помазывают на погребение. Но, с другой стороны, мы понимаем, что каждый из этих людей жил в собственной реальности, и женам-мироносицам было совершенно безразлично, что кто-то кроме них уже совершил помазание. Они шли для того, чтобы самолично воздать почесть самому учителю. Помазать Его тело и приготовить Его к погребению, даже с небольшим опозданием.

Мы видим, что Господь принимает все эти три помазания, каждое по-своему. Конечно, третье помазание так и не состоялось, потому что женщины, пришедшие с миром, видят на гробе Ангела – Господь утешил их видением Божественного Откровения. Ангел Божий сообщил им: «Что вы здесь ищете Иисуса распятого, Назарянина? Его нет здесь, Он Воскрес!». Таким образом Господь отвечает на этот благородный порыв жен-мироносиц и даёт им возможность быть первыми свидетельницами Воскресения Христова.

Можно говорить, с одной стороны, о социальной стороне этого события: о том, что женщины – единственные из учеников Христа, слабые, беспомощные и немощные, которые боялись: «Кто же отвалит нам камень от гроба?», но искренне шли на это помазание, не страшась стражи, которая стояла возле гроба, не страшась тех репрессий, преследований, которые могли бы последовать за то, что они вообще осмелились приблизится ко гробу. И Господь их за это щедро вознаграждает вестью о собственном Воскресении.

Кроме социальной стороны, здесь мы можем видеть и некий Богословский ответ, который даёт нам Господь. Каждый из людей живет в собственной духовной реальности. Если мы возьмем, к примеру животных – у них между действием и реакцией на это действие нет никакого посредника: если животному плохо, не комфортно – оно убегает, если ему хорошо и безопасно – оно остается и нежится. У человека же между двумя раздражителями, внешним и внутренним ответом – есть ещё символьный ряд. Потому что каждый человек осмысляет внутри своего сознания то, что он делает. Человеку может быть больно и неуютно, но он терпит это с радостью, потому что он делает это ради Христа или потому что он терпит некоторые лишения для излечения болезни и таким образом он не бежит от страданий, а наоборот радуется им, потому что наделяет их особым, духовным смыслом.

В то же время существуют и добрые, приятные вещи, но мы воздерживаемся от них либо в период Поста, потому что это наша жертва Богу и таким образом мы выражаем Богу свою любовь, либо мы не можем принять добрые вещи от людей, которые злословят Бога, которые хулят то, что нам дорого и во что мы верим. Даже если нашему телу было бы в таких условиях хорошо и комфортно, то символически мы понимаем, что таким образом предаем веру, возможно Отечество, возможно какие-то другие свои убеждения.

Этот момент очень важен для нас, потому что Господь отвечает нам именно через язык нашей символьной реальности. Через то, во что мы верим, через то, чему мы придаём огромное значение. Господь смиренно снисходит и отвечает нам на том языке, который мы способны воспринять. Для каждого этот язык свой. Именно для жён-мироносиц это было некое священнодействие, от которого они не могли воздержаться. Их не страшила угроза ареста, репрессий, встречи со стражей, встречи с тяготами при передвижении огромного камня, но в их символической реальности эта была встреча с Богом. Эта была их последняя жертва своему Богу и Учителю, и именно в этой символической реальности Господь отвечает им видением Ангела, который возвещает им о Воскресении.

Очень часто в повседневной жизни мы стесняемся своей веры. Бывает люди, приходящие в храм, говорят: «Я не знаю, как правильно нужно встать, куда посмотреть, как правильно поставить свечу или подойти к таинству Исповеди и Причастия». Но именно в этот праздник Господь напоминает нам о том, что Он ценит намерения каждого человека и будет судить нас именно по тем мотивам, которые побуждали нас совершать некоторые поступки и говорить некоторые слова. Если мы от всей души стремимся найти Бога, то даже если мы заблуждаемся в правильности совершения обряда, во времени его исполнения, в некоторых внешних атрибутах, то Господь нам обязательно ответит и не отвернётся от нас, потому что мы что-то не почитали, какие-то не такие, не правильные… Мы имеем желание встретится с Богом, и мы прилагаем все доступные усилия для того, чтобы это произошло, и Господь нам обязательно ответит!

Иначе, если бы у нас был некий универсальный путь для каждого, это был бы духовный фашизм. Когда мы говорили бы: «Нужно обязательно встречать Бога в период с 4 до 5 утра, вычитывая утренние молитвы, а во все остальные времена суток ты Бога нигде не встретишь», получалось бы, что люди, не имеющие возможности соблюдать некоторые правила, обряды и ритуалы, так никогда Бога в своей жизни и не встретили бы…

Мы видим, что Господь ищет любую возможность, чтобы прийти к человеку. Тому, кто видит в служении близким свою веру и возможность соединения со Христом, Господь открывается через служение близким. Кто считает, что нужно много, долго и усердно молиться и только так можно увидеть Господа, тот получает утешение от Господа через молитву. Именно поэтому есть известное выражение: «По вере вашей да будет вам».

И пусть наша вера где-то и неправильная, где-то и не грамотная, но обязательно искренняя – Господь обязательно на неё ответит. Потому что Бог видит немощи каждого из нас, но в тоже время Он видит и наши старания. Поэтому наша задача не просто всё сделать правильно, чтобы нас похвалил Бог, или рядом стоящие наши братья и сёстры. Наша задача искренне служить Богу так как мы можем, так как мы понимаем, как мы верим… Если Богу не угодно будет – Он обязательно нас вразумит и покажет, что Ему требуется другое служение и поклонение. Но только идущему к Богу Господь открывается и даёт некие знамения и свидетельства истинности его веры.

Можно всю жизнь лежать на диване и говорить о том, что «ну я не могу из-за работы, из-за состояния здоровья поститься, либо молиться положенным образом и поэтому я не буду вообще никак стремиться к Богу». Как мы знаем, под лежачий камень вода действительно не течет, и для человека, который не хочет встретить Бога, ссылаясь на свою немощь, Бог и не откроется. Но если мы по своей малости, смирению и греховности будем делать хоть что-нибудь, то Господь обязательно встретится в нашей жизни там, где мы сами назначим Ему встречу.

Таким же образом и Господь приглашает нас всех на Божественную Евхаристию, на Трапезу, где Он назначает нам встречу, где каждый из нас может встретить Бога в Евхаристической чаше. В тоже время, Господь со смирением к нам приходит туда, куда мы Его зовём. И наша задача как христиан, как людей, желающих жить с Богом здесь в этой жизни, как в Царствии Небесном, приглашать Бога в свою жизнь как можно чаще: в свою повседневность, бытовые заботы, в отношения с близкими, в работу, которую мы исполняем, потому что если мы искренне будем желать встречи с Богом, то Господь обязательно придёт и явится нам даже там, где Его быть не должно. Так женам-мироносицам в пустом гробе явился ангел Божий, который дал им Откровение о Боге.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем как можно чаще стремиться к Богу в своих делах, поступках и мыслях, не оправдывая свою немощь, но посвящая Богу хотя бы то малое, что мы можем, главное, от всей души и искренне от всего сердца. Аминь.

#проповеди #Христос_посреди_нас