Найти тему

МЫ: два кольца, два конца, посередине гвоздик.

Российская афиша к фильму Джордана Пила "Мы"
Российская афиша к фильму Джордана Пила "Мы"

Как сейчас модно выражаться  - это остросоциальное кино, облаченное в форму ужасов. Вообще ужастик - это тот жанр от которого многого не ждешь. Поэтому если у фильма в этом жанре оценка выше 6, то это уже ок. Главное необычные повороты, неизбитые способы напугать и хотя бы мало мальски прописанные мотивы персонажей. А тут нас еще и о гнилом капитализме подумать заставляют.

-2

Hands across America

Как это часто бывает, жирные намеки на смысл фильма нам уже дан в прологе. Фильм стартует с кадров: по телеку идет ролик, рассказывающий про благотворительную акцию  Hands across America (“Возьмемся за руки, Америка”). Это реально происходившее событие. 25 мая 1986 года 6,5 млн американцев на 15 минут взялись за руки. Место в цепи стоило 10 долларов. Цель акции: собрать средства для бедных слоев населения. Участники собрали почти 34 миллиона долларов, 800 миллионов позже добавило правительство США. Но, как известно, симптоматическое лечение не решает проблемы.

-3

Верхи не могут, низы не хотят

Первый же диалог главной героини и ее “злого” близнеца меня лично отсылает к Ленинской революционной ситуации. Вот они такие же точно, как мы, сидят напротив и спрашивают почему вам всё, а нам ничего. Почему вам уютный летний домик на берегу залива, а нам подвал. Очень похожий посыл, кстати, и в Паразитах Пона Джун-Хо, и даже выразительные средства используются те же. Вообще любопытно, что многие главные фильмы 2019 года по факту рассказывают нам о классовой борьбе. Тот же Джокер становится не одномерным злодеем, а продуктом капиталистического угнетения.

И вот мы уже вроде должны сочувствовать не главным героям, а антагонистам, а этой счастливой семье вроде как и поделом. А неожиданный поворот в финале фильма нас в этом безоговорочно убеждает.

Детали

Обожаю такое. В этом фильме много не случайных и не слишком спрятанных деталей. Это дает неопытному кинолюбу (вроде меня) почувствовать себя знатоком, ловко вскрывающим замысел автора.

Кадр из клипа к песне Майкла Джексона "Триллер", 1983 год
Кадр из клипа к песне Майкла Джексона "Триллер", 1983 год

Футболка Триллер

Ну тут все просто, посмотрите клип Майкла Джексона и вам даже не понадобится мое “экспертное” объяснение. Темнокожий (пока еще) Майкл в красном костюме, оказывается не тем, кем казался, да еще и в ночь, когда из под земли (читай из подвала) вылезают мертвецы. Я думаю именно Майкл Джексон и вдохновил злого близнеца на борьбу и она просто скосплеила кумира.

Иеремия 11:11

Надпись на табличке бомжа. Я вообще обратила внимание, что американские бомжи очень любят высказываться, да еще так изящно. Книга пророка Иеремии, глава 11, стих 11: и сказал Господь: "Я обрушу на них беду, которую они не смогут избежать. Они станут взывать ко Мне, но Я не услышу их". Ну красиво же! И объяснять не нужно.

Ножницы

Ножницы - это буквально два идентичных близнеца смотрящих друг на друга в зеркало. Они связаны где-то на уровне живота, наподобие пуповины.

Красные костюмы

Красные комбинезоны сразу мне напомнили робу из Отбросов (“Мisfits”). И слово отбросы в данном контексте подходящее. Их бросили, когда эксперимент провалился и в классовой иерархии это те самые низы. Оранжевые комбинезоны- это одежда заключенных, здесь же цвет красный - дополнительный штрих к революционной борьбе.

По форме

Первая треть фильма - это отличный ужастик, тягучее ощущение страха не дает перевести дух. Потом становится скучновато. Когда двойники мочат богатых белых нам уже не страшно, ну и мы не особо за них переживаем. Как говорится “Бей буржуинов!”. Не жалко.

Далее фильм и вовсе начинает приобретать комичность, что может и неплохо после долгого напряжения. Потом наши бьют плохих, беготня и наконец последний монолог злодея, в котором он открывает карты - вот это откровенно слабый момент. Мне показалось, что можно было бы тут ничего и не объяснять, мы бы сами что-нибудь додумали, а объяснение с правительственным экспериментом откровенно слабое, хоть и подкрепляет концепцию, что “капитализм, счастье, заебись” вообще-то не так уж круто.

Финальный твист - приятный бонус, который заставляет пересмотреть фильм еще раз уже со знанием главной фишки. Смотреть стоит, можно еще и Маркса перечитать.