В России на бытовом уровне антиквариатом считается мебель старше 50 лет. Из закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» следует, что взаправдашняя антикварная мебель старше века.
Вашему вниманию представлен шкаф второй половины XIX века в стиле эклектика.
Эклектика — это смесь барокко, классицизма, ренессанса и всего ненужного, завалявшегося на складе. Обычный прапрабабушкин шкаф, каких сотни на просторах страны, но для владельца «память о предках и сытом детстве». И вот на эту семейную реликвию покусился общественный древоточец (мебельный точильщик), компанию вандалу составили тараканы, собаки и клопы, куда ж без них.
Так дерево почти превратилось в прах.
Шкаф держался из последних сил – старая закалка.
Питерская транспортная компания погрузила шкаф в собранном виде, т.к. широко распространённые IKEAвские ключи для разборки не подошли. В Подмосковье для удобства выгрузки, как и положено по науке, я разобрал шкаф в автофургоне четырьмя ударами молотка, чем не мало удивил современников. В разобранном виде шкаф помещается в легковой автомобиль.
Вскрытие лакового покрытия показало, всё насквозь изъедено настолько, что нагрузку одеждой шкаф не выдержит.
Консилиум заключил:
- убедиться в смерти пожирателя древесины;
- прах заменить на импланты из свежей древесины;
- труху пропитать «мёртвой водой» для восстановления жёсткости конструкции;
- восстановить утраченные элементы;
- подобрать ореховый шпон на место утраченного;
- найти соответствующую эпохе латунную фурнитуру;
- исправить заводской брак, есть и такой;
- исправить приобретённую кривизну;
- изменить цвет на более оптимистичный;
- придумать ключи;
- нивелировать последствия предыдущих реставраций.
В общем, дать шкафу следующую жизнь.
«Мёртвая вода» – гадость, скажу я вам, отменная. Секрет не открою. На то он и секрет. В одно отверстие «мёртвая вода» вливается из остальных выливается. Так пропитываясь, укрепляются оставшиеся волокна древесины.
Шприцуется каждое отверстие.
Всё утраченное восстанавливается из свежей древесины. Современная ольха выглядит светлее, не беда, старить – не новить.
За столь длинную жизнь случается всякое. То ли от трёх ключей ничего не осталось, а шкаф был закрыт на замок. То ли большевики, экспроприируя ценности, не церемонясь с буржуазным наследством, открыли топором.
Позже на дверцу прибили латунную накладку-заплатку. Потомки оказались трепетные, попросили исправить историческую несправедливость. Вместо латуни сделал вставку из современной ольхи.
Описывать все подробности – наводить скуку на читателя. Смотрим без комментариев.
Возможно, вот из-за такого перебора с «бижутерией» в СССР велась борьба с украшательством, породившая архитектурный простотизм.
Такая вот «гармония» малых архитектурных форм.
Небольшое историческое отступление. Перед вами перевёрнутый верхний элемент шкафа с крючками.
Скалка-перекладина для плечиков, как и сами плечики, появилась в ширпотребе лишь в XX веке. До этого одежда вешалась на крючки.
Шкаф не глубокий и современные плечики традиционно не разместить.
Тёмное пятно в нижнем дальнем левом углу шкафа родом из прошлого — бережно сохранено.
Цвет шкафа подсказала кошка Марфа Лукинична.
Удалось сохранить и укрепить многое, замены не значительны. Чем выше доля оригинального в антикварном предмете, тем выше его ценность.
Такой усиленный, отреставрированный шкаф ещё и нас переживёт.