74-й Берлинский кинофестиваль закончился победой риторической документальной ленты «Дагомея» Мати Диоп, однако интересные фильмы на смотре не сводятся к призерам и носителям актуальных тем. Одним из сквозных мотивов Берлинале стала подмена: многие персонажи сталкиваются со страхом, что кто-то займет их место — или уже обитает под личиной самого близкого человека. Мы собрали семь фильмов из конкурсной программы и параллельных секций, которые по-разному подходят к этому сюжетному приему. КОНКУРС Другой выход (Another End)
Сэл (Гаэль Гарсиа Берналь) никак не может забыть супругу Зои, умершую по его вине, — так и живет воспоминаниями. Сестра (Беренис Бежо) предлагает ему воспользоваться новой технологией Another End: сознание покойного перемещают в тело живущего (естественно, с согласия и за деньги), и у семьи появляется возможность проститься. Сэл колеблется, но всё-таки соглашается — и наконец воссоединяется с женой, хоть она и предстает в незнакомом теле. Переселение сознания — экзерсис вполне типичный для сай-фая: обнаружить его можно что у Роджера Желязны, что в каком-нибудь (s02e01) эпизоде «Черного зеркала». Постановщик Пьеро Мессина не предлагает каких-то откровений — зато выдает ладную размеренную драму с прекрасным бенефисом Берналя. И даже сомнительный твист, слегка опошляющий мотив подмены под конец, не может этому помешать.