Найти тему
Незримая помощь

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ. Зачем Спаситель ее нам рассказал?

Николай Лосев «Блудный сын», 1882 г. Национальный художественный музей Республики Беларусь. Минск.
Николай Лосев «Блудный сын», 1882 г. Национальный художественный музей Республики Беларусь. Минск.

Более двух тысяч лет назад странствующий по Святой Земле Сын Божий рассказал ученикам знаменитую Притчу о блудном сыне, в которую заключил величайший смысл. Спаситель рассказал ее для того, чтобы показать живущим на земле людям, проходящим свой жизненный путь со многими преткновениями и ошибками, насколько милосерден к ним Всепрощающий Создатель.

В этой Притче рассказывается, как младший сын одного достойного человека дерзновенно потребовал у своего отца причитающуюся ему долю наследства, а получив деньги, покинул родной дом, чтобы стать независимым и обрести собственный опыт жизни.

Любящий отец не стал ему в том препятствовать. Однако вскоре, не имея должного руководства и ведя невоздержанную, преисполненную излишеств жизнь, сын растратил полученное имение и вынужден был наняться в работники к богатому человеку, сделавшись свинопасом. Не покладая рук, от зари до зари трудился он за еду. Тогда-то и осознал несчастный страдалец всю неприглядность своего необдуманного поступка и, горько раскаявшись, вознамерился возвратиться в дом отца, пусть теперь и не в качестве наследника, но хотя бы наемным работником.

Изможденный и подавленный возвратился он в отчий дом, не думая найти там прощения. Однако отец, горячо любивший и жалевший свое неразумное чадо, как выяснилось, никогда не терял надежды вновь увидеть наследника. А потому он несказанно обрадовался его возвращению и встретил своего заблудшего сына с превеликой торжественностью, устроив в честь его возвращения роскошный пир.

Спаситель поведал людям эту историю, потому что она имеет отношение к каждому человеку.

Церковь учит, что «сын достойного отца» - это каждый из нас, наделенных от Бога собственной частью имения: даром жизни и свободной волей.

-2

К несчастью, далеко не всегда мы должным образом распоряжаемся полученными от Бога дарами. Мы часто впадаем в искушения, нарушая заповеди своего Владыки.

Однако Милосердный Отец всегда ждет от Своих детей осознания сделанных ими ошибок и желания возвратиться под Его Всесильный Покров. Но чтобы Господь простил нас, от нас требуется смирение. И раскаяние. Без соблюдения этих двух условий обрести Его прощение невозможно, а это означает, что не будет нам и Его Благой Помощи в наших делах.

-3
-4

Церковнослужители полагают, что под рассказом о том, как младший сын трудился свинопасом, подразумевается служение человека страстям, которые тот приобретает взамен дарованных ему Богу добродетелей. Свиньи издавна образно символизируют грязь. Но не просто грязь, а Грязь Духовную – ту, что пристает к человеку, отошедшему от своего Создателя и не исполняющему установленные Им законы.

А под словами Притчи о том, что младший сын не мог насытиться скудной животной пищей, следует понимать, по мнению толкователей, что всякий человек, притронувшийся однажды ко греху, утверждается в нем все больше и больше, и уже не может остановить свое падение каким-либо способом, кроме как через покаяние и Божию Помощь.

Необходимо также отметить, что в сюжете этого Евангельского повествования упоминается еще и о старшем сыне того же благочестивого человека.

Узнав о торжестве, устроенном его отцом в честь возвращения непутевого брата, старший сын очень обиделся и не захотел участвовать в пиршестве. Он возроптал и даже высказал отцу свое недовольство, за что был им мягко укорен и обличен в отсутствии сострадания к ближнему. Протоиерей Дмитрий Смирнов говорил о смысле этих слов: «Немилосердный человек не может достичь Царствия Небесного. Как гордость убивает в человеке ум, так зависть и отсутствие сострадания убивают в нем любовь, которая является совокупностью всех совершенств».

Притче Спасителя о блудном сыне посвящена 2-я подготовительная неделя перед Великим постом. Предстоятель Русской Православной Церкви святейший патриарх Кирилл, совершая Божественную литургию в храме Христа Спасителя в феврале 2011 года, дал такое разъяснение этому установлению:

«Эту неделю Церковь называет Неделей о блудном сыне, потому что именно в этот день читается притча из Евангелия от Луки о возвращении блудного сына.

Блуд в славянском языке означает заблуждение. Это слова одного корня. Через блуд темная злая сила прикасается к человеку, и грех мистически разрушает его душу и тело.

Притчу о блудном сыне мы вспоминаем в преддверии Великого поста – особого времени в жизни каждого человека, данного для того, чтобы мы обо всем подумали, оценили свою жизнь, свои мысли и поступки и помолились Господу о прощении своих грехов.

Для каждого из нас эта Притча пусть будет основанием великой надежды на то, что Бог исцелит нас и поможет обрести мир и радость жизни в Дому Отчем».