Всем привет, дорогие жители моего писательского подвала)
Небольшое предисловие перед статьей)
Сегодня, я хотела бы показать свое сочинение для конкурса по литературе. Идей для рассказов, пока что нет. Все силы пока уходят на подготовку к экзаменам, а также на другие личные проблемы. И так получилось, что недавно, при подготовке реферата по физике, я нашла свое старое сочинение, посвященное такой личности как Владимир Маяковский. Не являюсь ярым фанатом этого поэта. Но отрицать тот факт, что он принес в литературу много изменений, нельзя.
Само сочинение в итоге не вышло в свет, в качестве работы на конкурс. Обидно, но не страшно. И что бы оно не пылилось, хотела бы представить его вам)
Приятного прочтения)
Писатель, как любой деятель искусства является не только проводником в интересный мир литературных сюжетов, но также и внутренним голосом людей. Создавая новые произведения, авторы вкладывают определенный посыл в свой текст. Казалось бы, данный факт далеко не новость для любителей литературы. Да, даже школьник прочитав какую либо сказку или стихотворение может попытаться определить главную мысль текста и “что хотел сказать автор данным произведением?”
Одно дело, когда мы первый и последний раз видим текст какого либо автора. Прочитали, пересказали и на крайний случай порассуждали об смысле. К сожалению именно так и знакомятся с произведениями великих авторов. Но другое дело, когда ты не ожидал, что сюжет который тебе на первый взгляд не интересен, задевает тебя. Не важно чем: идеей, событиями, героями с их действиями или другими факторами. Главное, что читатель обратил внимание и остался неравнодушен к задумке автора. Ведь это означает только одно: писатель стал путеводной нитью и голосом совести, который может сформировать будущее читателя как личности. И это прекрасно!
Но не все так гладко. Когда человек только встает на свой творческий путь у него нет какой либо четкой инструкции, как сделать так, чтобы произведения понравились как можно большему количеству читателей. И тут возникает два выхода, который будущий автор не осознает: либо он начинает слепо копировать все известные клише без анализа своих ошибок и пробелов, что в итоге приводит к поверхностной славе. Которая часто ни к чему хорошему не приводит. Второй вариант же имеет тернистый путь, состоящий из углубленного изучения окружающего мира и себя как отдельной независимой личности. Именно такие авторы и становятся зовом мудрости и надеждой на будущее литературы.
Одним из ярчайших поэтов ХХ века, который смог соединить не только политические идеи в творчество, но и свою достаточно тяжелую, но интересную историю жизни стал Владимир Маяковский. Его образ “поэта-революционера” и “бунтаря” не дает покоя и в нынешнее время. Существует множество мнений на счет творчества футуриста. Многим нравятся его работы, так как они ломают стереотипы о поэтах, как о загадочных авторах, которые были в период Золотого века литературы и о начале Серебряного века, когда поэзию возглавляли акмеисты.
Примером ярких изменений в поэзии можно привести стихотворение “Вам”. Впервые оно было прочитано в арт-подвале “Бродячая собака”, в котором на тот момент заведовали такие поэты как Ахматова , Гумилев, Мандельштам и другие. Данное заведение можно назвать небольшим убежищем для сторонников движения акмеистов.
В данном стихотворении Маяковский раскрыл тему лицемерия интеллигенции и высшего сословия по отношению к обычному человеку. На тот момент выступления Маяковского, все еще шла Первая Мировая война. И работа “Вам” было также адресовано офицерам и другим солдатам, которые отсиживались в тылу, смотря на выступление артистов, имея большие деньги, по сравнению с рабочими и солдатами. Особенно это проявляется в строчках: “Знаете ли вы, бездарные, многие// думающие нажраться лучше как, —// может быть, сейчас бомбой ноги//выдрало у Петрова поручика?...//”
Данные строчки ярко показывают презрение и осуждение к действиям интеллигенции и людей с высшей должностью, которые на тот момент ничего не делали, кроме как засиживаться в углах и “похотливо напевать Северянина!”
Никаких действий и идей они не предлагали. А если и рассуждали, то всё, к чему они приходили было лишь теорией, которой маловероятно могли воплотить в практику. Либо же узнавали из своих квартир “ имеющий ванну и теплый клозет” о солдатах и героях, представленных к Георгию // вычитывать из столбцов газет?!”
Благодаря острому слогу поэта, данное стихотворение затронуло и возмутило многих посетителей арт-подвала. Маяковского освистали и начали осуждать. Но поэта было уже невозможно остановить.
Маяковский решил, что пойдет своим путем. Так он вместе со своими товарищами решил создать новое направление в поэзии-футуризм. Главной целью данного жанра было сломать и границы прошлого и усилить веру в идеальное светлое будущее.
Конечно многие поэты считали, что “футуризм похож на будущее, как щенок похож на зверя, как червь похож на дракона” ( Дмитрий Мережковский). Но футуристов это не сильно волновало. Они считали, что если избавиться от всего старого, в том числе и поэтов Золотого века, то лишь тогда настанет истинное будущее, которого так хотят люди.
В обществе литераторов, футуристы были своего рода “панками”. Их новый взгляд на мир, творчество и историю литературы шокировал многих сторонников старых устоев. Одни считали, что “футуристы похожи на будущее, как щенок на зверя…”. Другие же относились к ним либо нейтрально, либо же положительно отзываясь о них как о писателях “которых породила сама жизнь, наши современные условия.” Но возникает проблема. У читателей, при первом знакомстве с новым автором, складывается определенный образ автора. И под этот образ должно было попадать не только издаваемое творчество, но и поведение, образ жизни, взгляды на определенные темы. Да даже речь должна была подходить под видение читателя или слушателя. Которое стало в какой то момент слишком уж стереотипным.
Такое и случилось с Маяковским. В начале своего пути он писал стихи, похожие на лозунги, мотивирующие на какое либо действие. За это, многие критики считали, что он не поэт, а горлопан. И тогда автор решил показать, что его стихи могут быть не только резкими и четкими по смыслу и звучанию, но также могут быть нежными и по своему мягкими.
Так появилось одно из известных работ автора “Послушайте”. В данном стихотворении автор решил показать, что он может не только слепо верить мимолетным чувствам, но также располагает к философским рассуждениям. В данном случае речь идет про то, откуда появились звезды? ( “Послушайте!//Ведь, если звезды зажигают —//значит — это кому-нибудь нужно?)
Он уверен, что каждому человеку, необходима своя “звезда” ради которой он пойдет к кому угодно, даже к Богу и будет целовать руки, молится и просить, чтобы она появилась на небосводе. И только после всех усилий он будет спокоен за себя, так как будет считать, что сделал все возможное ради близкого человека. (“ А после //ходит тревожный,//но спокойный наружно.//Говорит кому-то://«Ведь теперь тебе ничего?//Не страшно?//Да?!» )
Через это стихотворение, автор показал свое отношение к дорогим людям. Казалось бы, достаточно простая мысль прослеживается в работе поэта. Но вспоминая как Маяковский относился в будущем с женщинами, которых любил, то данное стихотворение можно читать как небольшую исповедь. Ведь вспоминая даже самую главную музу поэта- Лили Брик, то он выполнял все что она хотела. Вне зависимости от самой просьбы или каприза. Конечно, в этом плане их взаимодействие было не совсем здоровым. Но по другому он не мог. Также как и лирический герой не может просто наблюдать за звездным небосводом в ясную ночь.
Сравнение человеческих чувств, людей и звездных светил далеко не уникально в литературе. Тот же Александр Блок посвятил стихотворение "Мерцали звезды..." своим угасающим, но все еще существующих чувствах любви. Но я считаю, что профессионализм автора заключается в том, что даже на самую распространенную тему или мысль, поэт может показать новую грань не только своего творчества, но также и своего опыта. Тем самым показывая оригинальность и “изюминку” творца.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что путь авторов абсолютно разный у каждого. Где-то они похожи между собой, но факт остается фактом. Если писатель не может рассказать и донести свои идеи и взгляды до читателя, то тут могут быть два варианта. Либо взгляды и идеи не его, и он не искренен даже с самим собой, либо автору нечего рассказать. Автор, который является “пустоцветом” , то есть не имеющий ничего индивидуального, а идущий по стопам других, у которых получилось завоевать читателя, крайне сложно в этом мире. Так как опыта никакого, да и физически сложно найти хоть какое то вдохновение для своих творений. Но даже такой автор и попробует что либо написать, то в работах не будет разнообразия. А это не есть хорошо. Сами подумайте, все время читать про ту же “несчастную любовь” или “красивое описание природы, как олицетворение своей души”, может быстро надоесть. Все должно в меру и добровольно.
На примере Владимира Маяковского я хотела показать, каков путь автора как проводника литературы. Рассказывая, временами крича и восклицая, поэт раскрывал все разнообразие собственной души. И благодаря этому факту, можно точно сказать, что Маяковский истинный творец своего времени.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что благодаря авторам которые стали неким маяком и голосом совести, и читателях которые не слепо идут за автором, а здраво размышляют и даже иногда спорят с авторами, и держится вся литература.