Найти тему
Журнал «Катерли»

Художественный киноэкран. «Сорок оттенков грусти» (2004 год)

Киносюжет «Сорок оттенков грусти» (режиссёр и сценарист Айра Сакс, соавтор сценария Майкл Рохатин) имеет меланхолическую тональность, усиливающуюся по мере развития сюжета и достигающую апогея в финале, рисующем состояние безысходности для главной героини повествования.

Слово меланхолия имеет два значения: 1) «мрачная настроенность, уныние, тоска»; 2) «устойчивое психическое расстройство, для которого характерно постоянное угнетённое состояние».

Меланхолия Лоры (актриса Дина Корзун) имеет тенденцию к переходу от первой фазы во вторую. На примере образа Лоры, русской девушки, увезённой в Америку немолодым содержателем, музыкальным продюсером Аланом Джеймсом (актёр Рип Торн), показывается типичная жизненная драма женщины, вынужденной терпеливо соглашаться с тем, как складывается её судьба.

Нет, Лора не сильно грустит по родине. Она обеспечена, не работает, имеет сына трёх с половиной лет, рождённого от американского сожителя, относящегося к Лоре вполне позитивно, хотя сам он, являясь многоконтактной по природе личностью, открыто имеет сменяемых любовниц, считая такой стиль жизни для себя нормой.

Быть вещью, нужной в доме, не очень смущает Лору, потому что она не имеет каких-либо нежных чувств к своему мужчине, отличающемуся к тому же тяжёлым и вздорным характером.

Конечно, ей всё это неприятно, но у неё нет выбора и нет прав. Она не жена, а только сожительница, и её положение в чужой стране, без собственных доходов незавидное, хотя и устойчивое, что обеспечивается наличием маленького сына, к которому его пожилой уже отец испытывает привязанность и любовь.

Мрачная настроенность Лоры – от отсутствия удовлетворённости по жизни. Однако у неё нет возможности протестовать, и она не знает выхода из пространства, наполняющего её тоской и унынием.

Но вот в дом отца приезжает его взрослый сын Майкл Джеймс (актёр Даррен Берроуз). Он учитель, у него есть нелюбимая жена, ожидающая тем не менее ребёнка, но он приехал к отцу на предстоящее чествование и торжество пока что один, потому что хотел, по-видимому, обсудить с ним своё создавшееся положение. И тут Майкл увидел Лору, с которой до сих пор не был знаком.

Авторы фильма используют далее известное развитие сюжета: сын начинает испытывать притяжение к молодой жене старого отца, и та отвечает взаимностью. Состояние симпатии между Майклом и Лорой во многом было обусловлено общей для них жизненной проблематикой – ощущением неудовлетворённости. Друг в друге они увидели альтернативу гнетущему их положению, возможно, подсказку и подарок судьбы.

Но для того, чтобы изменить однозначно кармический жизненный расклад, им обоим, Майклу и Лоре, необходимо было проявить решимость, решительность, смелость и настойчивость.

Увы, Майкл, не смог с этим справиться. Он оказался слабее Лоры, не решился на открытый конфликт с отцом, который, может быть, интуитивно почувствовав неладное, вдруг прилюдно, в кругу друзей и сподвижников по музыкальному творчеству, заявил о желании и готовности заключить с Лорой официальный брачный союз.

Кульминация в развитии действия не привела к ожидавшейся классической развязке, что и ввергло бедную Лору, воспрянувшую было духом и надеждой на изменение в своей судьбе, в состояние отчаяния.

Завершающие кадры фильма сильны по эмоциональной напряжённости и по впечатлению, которое они оказывают на зрителя. Но они печальны: после случившегося с Майклом сложившаяся инерция смирения Лоры со своей участью оказалась нарушенной, что, скорее всего, приведёт к тому, о чём мы сказали в начале нашего обзора киносюжета. Но это уже остаётся за рамками повествования.

Киносюжет исполнен на высоком художественном уровне. Авторы поступили правильно, решив не завершать изображённую ими жизненную драму счастливым концом. Они показали подлинную суровость жизни, проявившуюся в данном случае не в том, как в целом складывалась судьба Лоры, а в появлении на определённом этапе привычной уже унылости того, кто оказался подарком лишь на несколько дней, после чего в сознании молодой женщины возобладало полное смятение.

Заглавие фильма «Сорок оттенков грусти» мотивируется одним из эпизодов, в котором Лора сочиняет стихотворный текст для предполагаемой песни. В тексте есть слова о сорока оттенках грусти. Число «сорок» тут нельзя понимать буквально. Оно лишь символизирует очень сильную грусть и превосходную степень в проявлении меланхолии.

© А. Ф. Рогалев. Обзоры кинофильмов разных жанров. Гомель: Велагор, 2024. 3 марта 2024 года. Авторское право.