Неделю назад я опубликовал статью “Александр Блок. Болезнь, психоз и смерть поэта.” Она вызвала большой интерес и мне было задано много вопросов, в том числе о патологическом ядре философии Владимира Сергеевича Соловьева, которая оказала разрушительное воздействие на мировоззрение поэта. Поэтому эту статью мне хотелось бы посвятить личности известного философа, проблемам его психического функционирования и болезненному воздействию его философской системы на психику поэта.
Философские идеи Соловьева известны во всем мире. До сих пор им посвящаются монографии и диссертации на кафедрах философии университетов разных стран мира. Коротко, я расскажу о ее создателе, опираясь на написанную им самим автобиографическую книгу «На заре туманной юности». Владимир Сергеевич родился в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева, того самого, который написал многотомную «Историю России с древнейших времён». Великий историк, как отец, был в семье незаметен или почти отсутствовал, выходя из своего кабинета по субботам в театр и по воскресениям в Церковь. Поэтому Володя Соловьев получил «женское» воспитание. Он был очень влюбчивым и первое свое увлечение пережил в девять лет. Но был отвержен и побежден соперником. Будучи огорченным этим обстоятельствам, находясь на службе в Храме, в алтаре в лазуревом сиянием он увидел образ женщины. Володя Соловьев был тем, кого деликатный XIX век называл визионером, то есть он видел образы, которые не видели остальные. Родственники испугались и настойчиво порекомендовали ему выкинуть галлюцинации из головы. Но, к сожалению, они не прекратились, в стихотворении «Три встречи» Соловьев описывает галлюцинацию, которая имела директивный характер. Женский образ назначил ему встречу в Каире и Соловьев поехал в Египет, не имея средств на эту поездку.
Он влюблялся в своих многочисленных кузин по очереди и других хорошеньких девушек. В возрасте 19 лет Соловьев ехал в поезде из Москвы в Харьков, для того чтобы сделать предложение одной из них. Но в купе ему довелось встретиться с женщиной не самого тяжелого поведения, в которую он быстро и страстно влюбился, да так, что потерял сознание. В момент, когда эта дама сказала ему, что его увлечение не имеет будущего, он ясно осознал, что его страсть была не к этой женщине. И все предыдущие чувства, он испытывал не к кузинам или другим особам женского пола. Это были чувства к образу Женщины, которая будет всегда с ним, но никогда не будет для него доступна.
Мы можем видеть, что идеальный и божественный образ Прекрасной Дамы, Вечной Женственности стал патологическим ядром его личности. Владимир Сергеевич никогда не женился и умер бездетным в 47 лет в имении Узкое (Юго-Запад Москвы), принадлежавшее тогда князю Петру Трубецкому. Есть мнение, что он скончался от истощения, неистово и строго соблюдая посты в сочетании с каторжным трудом. Но скорее всего, Соловьев отравился скипидаром. Он обрызгивал им постель, одежду, бороду, волосы, пол и стены комнаты, а когда собирался в гости, то смачивал им руки с одеколоном, шутя называя этот состав «Bouquet Solovieff». Он говорил, что скипидар обладает целебными свойствами, но все знали, что с его помощью Соловьев пытался отгонять чертей.
На основе этого божественного женского образа, который являлся ему в галлюцинациях он создал свою религиозную философскую систему. Выделю основную и стержневую идею, которая пронизывает ее. Мир не является бездушным, в нем присутствует некое вечное женственное начало — Душа Мира, София Премудрость Божья, которая является связующим звеном между тварным миром и Богом. То есть Душа Мира, которая имеет определенную гендерную принадлежность, дает нам способность чувствовать и переживать. Это далекая от Христианства философская система, которую горячо принял Александр Блок, может помочь нам понять странные и необъяснимые его отношения с супругой. Напомню, он отказывал ей в супружеской близости со словами: «Сама посуди: как я могу верить в тебя как в земное воплощение Вечной Женственности и в то же время употреблять, как уличную девку?! » Блок отчаянно пытался придать своей супруге божественный статус Души Мира, Софии, Прекрасной Дамы, о которой пишет:
Вхожу я в темные храмы.
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
Не надо думать, что эта патология, при которой устанавливаются отношения с некой божественной сущностью противоположного пола является редким явлением. Ее следы может в той или иной степени почувствовать в себе почти каждый из нас. Каждый мужчина несет в своей душе идеальный и чистый образ Прекрасной Дамы, каждая женщина образ Принца на белом коне. К сожалению, притягательность этих образов иногда становится патологическим и не позволяет создавать семейные отношения и постепенно разрушает всю жизнь. Женщинам, по сравнению с Принцем на белом коне, реальные мужчины кажутся отвратительными, грубыми, пошлыми ничтожествами, о которых они говорят с отвращением или ненавистью. Мужчинам, по сравнению с образом Прекрасной Дамы, реальные женщины кажутся глупыми, некрасивыми, приземленными. Построить семейное счастье с такими фантазиями получается не у всех, некоторые к этому не стремятся, некоторые, создав семью, разрушают ее, мстя своим супругам изменами и скандалами за то, что они не соответствуют образу Прекрасной Дамы или Принца на белом коне.
В самых тяжелых случаях вся окружающая действительность, тем кто несет в себе это патологическое ядро, начинает казаться грубой и низменной. Об отвращение к миру говорит любимый литературный герой Блока, Гамлет, на которого он всегда хотел быть похожим:
Каким ничтожным, плоским и тупым
Мне кажется весь мир в своих стремленьях!
О мерзость! Как невыполотый сад,
Дай волю травам – зарастет бурьяном
Такой мир хочется уничтожить и нашим гамлетовским пациентам вползают в голову суицидальные мысли: «О, если бы предвечный не занес В грехи самоубийство!» После стихов о Прекрасной Даме Александр Блок начинает писать цикл стихов “Страшный мир”, в котором отвращение и ненависть к миру ранит каждой строчкой.
В этой статье я обратил внимание читателей на болезненные симптомы одной из самых распространенных, но редко осознаваемой патологии. Я только мельком обратил внимание на причины ее возникновения и ничего не написал о путях ее преодоления. А между тем эта патология хорошо знакома психологам и подробно описана уже более ста лет назад. Избавиться от нее можно и нужно, потому что кесарево кесарю, а Божие Богу и не надо это смешивать.
Самоубийство Мерилин Монро или почему психотерапевты не пьют кофе с клиентами
Кожа, в которой жил Андрей Миронов
Почему мужчины за сорок выбирают холостую жизнь?
Онкология, как результат душевных мук