Найти тему
Хижина дяди Ромы

"Ярость" наоборот. Канаэ Минато, «Признания»

Мне сложно посчитать, сколько именно книг я хочу прочесть. Живущие в нём книги с нетерпением ждут, когда я за них возьмусь. И я не особо против — попали они ко мне на полку именно потому, что чем-то заинтересовали. По той же логике множится и моя библиотека в электронной «читалке». Стоит мне услышать о каком-нибудь любопытном произведении, как я тут же отправляюсь искать его на просторах сети.

И тем не менее, в последние недели душа просила старого-доброго: забежать безо всякой мысли в книжный магазин и поглазеть, что там найдётся. А то и разжиться чем.

Собственно, так мне в руки и попал роман «Признания» японской писательницы Канаэ Минато.

Ни о книге, ни об авторе я до того момента не слышал. Но описание обещало мне напряжённый японский психологический триллер про школу — как бы я мог пройти мимо?

Канаэ Минато, "Признания"

Год выхода: 2008

Жанр: триллер, драма

Четырехлетняя Манами, дочь учительницы Юко Моригути, погибла. Ее тело нашли в школьном бассейне. Трагедию признали несчастным случаем - мать не уследила за своим ребенком…
Наступает последний день семестра - и последний день Юко на работе. Она собирает свой класс и рассказывает детям правду о том, что случилось. Смерть ее дочери - не случайность. Девочка была убита двумя учениками из этого класса. Юко знает об этом - и сегодня преподаст им последний урок. Урок поистине дьявольской мести…
В этот день каждый будет вынужден сделать свое признание - и никто не останется безнаказанным…

Если вы подписаны на мою «телегу», то вы в общих чертах уже знаете, к чему привело моё знакомство с новым автором. С первых же страниц Канаэ Минато стала для меня ещё одной из японских жемчужин в коллекции.

Но давайте-ка по порядку.

Как это частенько бывает с книгами, описание вам лжёт. Но не нагло, как было в той же «Ярости» Кинга (там нам обещали настоящую кровавую баню аж на весь город, хотя ничего похожего в самом сюжете не случилось). Скорее по-хитрому, не договаривая.

Вроде как всё на месте: дочь учительницы действительно умерла, убили её ученики, и безутешная мать и правда собралась мстить. Но трюк в том, что всё это описание охватывает лишь первую главу книги.

Остановись Канаэ Минато на этом, и "Признания" были бы очень классным рассказом о материнском горе. Эмоциональный, но молчаливый. Юко, главная героиня, не сыплет витиеватыми метафорами, не кричит о своем горе перед всем классом, она даже не называет имена виновных. Она ведёт себя спокойно, и это пугает. Подобная холодность не вызывает диссонанса, скорее наоборот - ты понимаешь, в каком отчаянии находится молодая учительница. Места для слёз и печали больше нет. Остаётся лишь желание мести. Но как отомстить? Можно было бы сообщить всё в полицию, но убийцы - школьники, и уголовная система Японии их пощадит. Убить? Слишком просто. К тому же, Юко - учительница.

А значит месть должна быть уроком...

Первая глава "Признаний" — напряжённый, хладнокровный триллер с довольно неожиданной концовкой.

Но зачем же читать дальше?

Убийцы найдены, месть свершилась, история окончена.

И тут начинается самое интересное...

-2

Как вы уже могли понять, "Признания" — это не детектив. Здесь нет ни расследования, ни даже интриги, как минимум за пределами первой главы. Однако глав в этой книге аж шесть.

И это, пожалуй, главная "фишка" Канаэ Минато. Каждая глава — рассказ от лица кого-то из героев, связанных со смертью девочки. Да, мы знаем, что (и даже как) произошло, но именно последующие главы расскажут нам, почему это случилось, зачем это было нужно и как повлияло на всех остальных. И поверьте мне, это весьма интересно. Каждая глава дополняет общую картину, придавая истории новые краски и глубину. История окажется несколько более сложной, а поступки героев куда более неоднозначными, а финальная картина более трагичной.

И главная прелесть этих историй — ты в них веришь. Будь это маленький ребёнок или взрослая женщина — все герои получились живыми и настоящими. И пусть иногда история отдаёт некоторой киношностью, со своей главной задачей Канаэ Минато справилась на ура: перед нами проникновенный рассказ о том, на что готовы люди, чтобы заполнить пустоту внутри.

Канаэ Минато. Свой дебютный роман, "Признания", она написала, когда ей было больше 30 лет.
Канаэ Минато. Свой дебютный роман, "Признания", она написала, когда ей было больше 30 лет.

"Признания" сочетают в себе искренность Хьюберта Селби, честность Рю Мураками и ту поучительность, что присуща японской культуре. Завораживающую атмосферу Японии сохраняет и русский перевод. Я не скажу за точность и "правильность", ибо японского совсем не знаю, но русский текст читается легко и приятно (несмотря на всю тяжесть истории). Кроме того, книга снабжена сносками, доходчиво, но ненавязчиво объясняющими некоторые особенности японского языка и культуры. В каком-то момент я даже заметил, что начинаю искать глазами очередную сноску в надежде узнать ещё что-нибудь про страну восходящего солнца.

Но не нужно думать, что книга исключительно "японская", и представителям других культур будет неинтересна и непонятна. Всё же темы, на которые говорит Минато, не имеют национальности: подростковая преступность, несовершенство уголовной системы, социальные ярлыки, ВИЧ...

Но главной темой "Признаний" лично я считаю материнство. Не знаю, есть ли у Канаэ дети, но материнские переживания она описывает очень точно и пронзительно. И речь не только о Юко, потерявшей дочь. И даже не только о матерях. Дети в книге тоже получились настоящими. Разными, но живыми. Иногда злыми, но ранимыми. Кто-то из них уже мыслит по-взрослому, но кто-то совсем ещё ребёнок. И все они ищут своё место в мире — среди семьи или среди друзей.

Впрочем, "Признания" — это не чистокровная драма. Этот роман критики относят к жанру под названием "иямису". Это особый подвид остросюжетной литературы, в которой упор делается на темные аспекты человеческого разума и психологии. Так что "Призания" не лишены и триллерной части, так что на страницах вас встретит и несколько сюжетных поворотов и в меру неожиданная (пусть и несколько нереалистичная, как по мне) концовка. Да и в целом какое-то гнетущее напряжение не отпускает даже в относительно спокойные моменты.

Но сработает ли такая книга, если перенести её в кино?

-4

"Признания"

Год выхода: 2010

Режиссёр: Тэцуя Накасима

Автор сценария: Тэцуя Накасима, Канаэ Минато

В ролях: Такако Мацу, Масаки Окада, Ёсино Кимура

"Признания" — кино специфичное, фестивальное. Отсюда и необычная постановка с большим количеством немых сцен и замедленной съемки. Но стиль романа режиссёр передал практически полностью — разделение на "главы" с разными протагонистами и большое количество внутренних монологов на месте. В итоге получилось непривычное кино "на любителя" — довольно медленное, похожее местами на меланхоличный музыкальный клип, не особо динамичное, но визуально и стилистически весьма любопытное. Если вы понимаете, что такое "японское кино" и в целом любите неспешное, но пробирающе-холодное азиатское кино, тогда "Признания" наверняка придутся вам по душе.

Хотя книга лучше.

-5

Что же в итоге? Если отбросить некоторую вычурность самого убийства, перед нами — пронзительная история о материнской любви, преступлении и наказании. Во многих отзывах "Признания" называют "злой" книгой, и в каком-то смысле, она и правда злая. Но всё же главнее здесь не сама злость, а люди, что её испытывают. А люди неоднозначны. И что может толкнуть ребёнка на страшный поступок? И оправдана ли тогда страшная месть отчаянной матери?

Ответить каждому придется самостоятельно.

А я лишь рад, что прервал целую серию крайне посредственных книг такой густой и глубокой драмой. Оказывается, мне этого очень не хватало...

Подписывайтесь на мой телеграмм! Там вас ждут новости о предстоящих текстах, а скоро появится и многое другое! https://t.me/romanscabin