Мне сложно посчитать, сколько именно книг я хочу прочесть. Живущие в нём книги с нетерпением ждут, когда я за них возьмусь. И я не особо против — попали они ко мне на полку именно потому, что чем-то заинтересовали. По той же логике множится и моя библиотека в электронной «читалке». Стоит мне услышать о каком-нибудь любопытном произведении, как я тут же отправляюсь искать его на просторах сети.
И тем не менее, в последние недели душа просила старого-доброго: забежать безо всякой мысли в книжный магазин и поглазеть, что там найдётся. А то и разжиться чем.
Собственно, так мне в руки и попал роман «Признания» японской писательницы Канаэ Минато.
Ни о книге, ни об авторе я до того момента не слышал. Но описание обещало мне напряжённый японский психологический триллер про школу — как бы я мог пройти мимо?
Канаэ Минато, "Признания"
Год выхода: 2008
Жанр: триллер, драма
Четырехлетняя Манами, дочь учительницы Юко Моригути, погибла. Ее тело нашли в школьном бассейне. Трагедию признали несчастным случаем - мать не уследила за своим ребенком…
Наступает последний день семестра - и последний день Юко на работе. Она собирает свой класс и рассказывает детям правду о том, что случилось. Смерть ее дочери - не случайность. Девочка была убита двумя учениками из этого класса. Юко знает об этом - и сегодня преподаст им последний урок. Урок поистине дьявольской мести…
В этот день каждый будет вынужден сделать свое признание - и никто не останется безнаказанным…
Если вы подписаны на мою «телегу», то вы в общих чертах уже знаете, к чему привело моё знакомство с новым автором. С первых же страниц Канаэ Минато стала для меня ещё одной из японских жемчужин в коллекции.
Но давайте-ка по порядку.
Как это частенько бывает с книгами, описание вам лжёт. Но не нагло, как было в той же «Ярости» Кинга (там нам обещали настоящую кровавую баню аж на весь город, хотя ничего похожего в самом сюжете не случилось). Скорее по-хитрому, не договаривая.
Вроде как всё на месте: дочь учительницы действительно умерла, убили её ученики, и безутешная мать и правда собралась мстить. Но трюк в том, что всё это описание охватывает лишь первую главу книги.
Остановись Канаэ Минато на этом, и "Признания" были бы очень классным рассказом о материнском горе. Эмоциональный, но молчаливый. Юко, главная героиня, не сыплет витиеватыми метафорами, не кричит о своем горе перед всем классом, она даже не называет имена виновных. Она ведёт себя спокойно, и это пугает. Подобная холодность не вызывает диссонанса, скорее наоборот - ты понимаешь, в каком отчаянии находится молодая учительница. Места для слёз и печали больше нет. Остаётся лишь желание мести. Но как отомстить? Можно было бы сообщить всё в полицию, но убийцы - школьники, и уголовная система Японии их пощадит. Убить? Слишком просто. К тому же, Юко - учительница.
А значит месть должна быть уроком...
Первая глава "Признаний" — напряжённый, хладнокровный триллер с довольно неожиданной концовкой.
Но зачем же читать дальше?
Убийцы найдены, месть свершилась, история окончена.
И тут начинается самое интересное...
Как вы уже могли понять, "Признания" — это не детектив. Здесь нет ни расследования, ни даже интриги, как минимум за пределами первой главы. Однако глав в этой книге аж шесть.
И это, пожалуй, главная "фишка" Канаэ Минато. Каждая глава — рассказ от лица кого-то из героев, связанных со смертью девочки. Да, мы знаем, что (и даже как) произошло, но именно последующие главы расскажут нам, почему это случилось, зачем это было нужно и как повлияло на всех остальных. И поверьте мне, это весьма интересно. Каждая глава дополняет общую картину, придавая истории новые краски и глубину. История окажется несколько более сложной, а поступки героев куда более неоднозначными, а финальная картина более трагичной.
И главная прелесть этих историй — ты в них веришь. Будь это маленький ребёнок или взрослая женщина — все герои получились живыми и настоящими. И пусть иногда история отдаёт некоторой киношностью, со своей главной задачей Канаэ Минато справилась на ура: перед нами проникновенный рассказ о том, на что готовы люди, чтобы заполнить пустоту внутри.
"Признания" сочетают в себе искренность Хьюберта Селби, честность Рю Мураками и ту поучительность, что присуща японской культуре. Завораживающую атмосферу Японии сохраняет и русский перевод. Я не скажу за точность и "правильность", ибо японского совсем не знаю, но русский текст читается легко и приятно (несмотря на всю тяжесть истории). Кроме того, книга снабжена сносками, доходчиво, но ненавязчиво объясняющими некоторые особенности японского языка и культуры. В каком-то момент я даже заметил, что начинаю искать глазами очередную сноску в надежде узнать ещё что-нибудь про страну восходящего солнца.
Но не нужно думать, что книга исключительно "японская", и представителям других культур будет неинтересна и непонятна. Всё же темы, на которые говорит Минато, не имеют национальности: подростковая преступность, несовершенство уголовной системы, социальные ярлыки, ВИЧ...
Но главной темой "Признаний" лично я считаю материнство. Не знаю, есть ли у Канаэ дети, но материнские переживания она описывает очень точно и пронзительно. И речь не только о Юко, потерявшей дочь. И даже не только о матерях. Дети в книге тоже получились настоящими. Разными, но живыми. Иногда злыми, но ранимыми. Кто-то из них уже мыслит по-взрослому, но кто-то совсем ещё ребёнок. И все они ищут своё место в мире — среди семьи или среди друзей.
Впрочем, "Признания" — это не чистокровная драма. Этот роман критики относят к жанру под названием "иямису". Это особый подвид остросюжетной литературы, в которой упор делается на темные аспекты человеческого разума и психологии. Так что "Призания" не лишены и триллерной части, так что на страницах вас встретит и несколько сюжетных поворотов и в меру неожиданная (пусть и несколько нереалистичная, как по мне) концовка. Да и в целом какое-то гнетущее напряжение не отпускает даже в относительно спокойные моменты.
Но сработает ли такая книга, если перенести её в кино?
"Признания"
Год выхода: 2010
Режиссёр: Тэцуя Накасима
Автор сценария: Тэцуя Накасима, Канаэ Минато
В ролях: Такако Мацу, Масаки Окада, Ёсино Кимура
"Признания" — кино специфичное, фестивальное. Отсюда и необычная постановка с большим количеством немых сцен и замедленной съемки. Но стиль романа режиссёр передал практически полностью — разделение на "главы" с разными протагонистами и большое количество внутренних монологов на месте. В итоге получилось непривычное кино "на любителя" — довольно медленное, похожее местами на меланхоличный музыкальный клип, не особо динамичное, но визуально и стилистически весьма любопытное. Если вы понимаете, что такое "японское кино" и в целом любите неспешное, но пробирающе-холодное азиатское кино, тогда "Признания" наверняка придутся вам по душе.
Хотя книга лучше.
Что же в итоге? Если отбросить некоторую вычурность самого убийства, перед нами — пронзительная история о материнской любви, преступлении и наказании. Во многих отзывах "Признания" называют "злой" книгой, и в каком-то смысле, она и правда злая. Но всё же главнее здесь не сама злость, а люди, что её испытывают. А люди неоднозначны. И что может толкнуть ребёнка на страшный поступок? И оправдана ли тогда страшная месть отчаянной матери?
Ответить каждому придется самостоятельно.
А я лишь рад, что прервал целую серию крайне посредственных книг такой густой и глубокой драмой. Оказывается, мне этого очень не хватало...
Подписывайтесь на мой телеграмм! Там вас ждут новости о предстоящих текстах, а скоро появится и многое другое! https://t.me/romanscabin