Найти тему
Грохот Истории

Пилоты Ту-154 нарушили все возможные правила: злосчастный рейс Сочи-Оренбург 1980 года

Просто кошмар, как много ошибок и нарушений они допустили буквально на всех этапах того полета. Пилоты вели себя так безалаберно, будто летели на пикник, а не отвечали за жизни 162 человек..

Ночью 1 марта 1980 года в аэропорту Сочи шла подготовка к рейсу в Оренбург. Самолет Ту-154 авиакомпании Аэрофлот должен был доставить туда 152 пассажира. Пилотировать лайнер доверили второму пилоту.

В 21:37 Ту-154 оторвался от земли. Полет до поворотного пункта Караулкельды прошел без происшествий. Но дальше в кабине начался настоящий беспорядок.

Как только самолет вошел в зону Актюбинского диспетчерского центра, пилоты попросили разрешения лететь по прямой от Актюбинска до Оренбурга.

Но диспетчер велел им следовать по другому маршруту, которого даже не было в перечне воздушных трасс СССР.

Экипаж, ничего не спросив, послушно выполнил это странное указание.

Перед посадкой пилоты пренебрегли изучением погоды в Оренбурге. Штурман из-за незнания схемы захода на посадку установил неверную высоту.

Все члены экипажа вели ненужные разговоры, отвлекая друг друга от работы.

Уже подлетая к Оренбургу, диспетчер дал экипажу несуществующую схему снижения. Пилоты проигнорировали его указание лететь по курсу 350° и сами изменили курс на 340°.

Штурман вообще перестал отчитываться о маневрах и положении относительно глиссады. Все процедуры и проверки перед посадкой экипаж просто пропустил.

Когда до полосы оставалось 11 км, самолет оказался далеко правее курса.

Пытаясь исправить это, пилоты накренили его на 28° - опасно много. Закрылки они выпустили слишком поздно, на высоте 100 м выше глиссады.

Не дожидаясь готовности экипажа, диспетчер разрешил посадку, а пилоты и не подумали доложить о готовности.

Пролетев дальний привод на 60 м выше установленной высоты, экипаж не стал уходить на второй круг.

Чтобы сесть во чтобы то ни стало, второй пилот резко увеличил скорость снижения до 9-10 м/с, а командир снизил обороты двигателей до 30%. Самолет опасно "нырнул" под глиссаду, сработала сигнализация об опасном сближении с землей.

Только на высоте 90 м командир начал выпускать закрылки полностью и увеличил обороты двигателей. Но было уже поздно - самолет жестко приземлился со скоростью 265 км/час.

От удара о землю он подпрыгнул вверх, пролетел так 635 м, и снова коснулся полосы, получив серьезные повреждения. Затем он съехал с полосы и остановился на рулежной дорожке.

Из-за многочисленных ошибок экипажа при заходе на посадку пострадали 2 члена экипажа и 1 пассажир.

Комиссия пришла к выводу, что виноват в аварии экипаж, грубо нарушивший правила. Также были допущены ошибки диспетчерскими службами.