Активное участие в преобразовании жизни требует от людей знаний, расширения кругозора. Здесь на помощь приходит книга. В Сургутском районе имеется 14 библиотек, книжный фонд которых составляет около 90 тысяч.
Во многом совершенствованию библиотечного обслуживания способствует профильное формирование книжных фондов. Вот поэтому библиотекарям в кратчайшие сроки необходимо составить картотеку профессий своего села и эти сведения дать в районную библиотеку. Важным моментом в вопросе централизации комплектования книжных фондов является исключение непрофильной дублетной литературы и передача ее нуждающимся библиотекам. Эти мероприятия, конечно, повысят показатель обращаемости фондов, ведь тогда книги не будут стоять мертвым капиталом.
Центральным звеном в поднятии уровня библиотечного дела является районная библиотека. Но необходимая методическая помощь, систематический контроль, обучение кадров передовым методам труда с ее стороны оказывались слабо. В результате этого библиотекари района (среди окружных) по всем показателям плетутся в хвосте.
Ликвидировать отставание возможно при условии изменения методической структуры библиотеки. До сего времени, к сожалению, в районной библиотеке нет методиста. Методической работой занят весь штат, что, в общем-то, казалось бы, неплохо. Однако отсутствие специалиста, организующего эту работу, существенно сказывается на состоянии дел на селе.
Поднятие уровня библиотечного обслуживания – дело не только районной библиотеки. Наши городские, к сожалению, стоят в стороне, не ведая о нуждах села. А это в корне несправедливо. Неплохо бы крупным городским библиотекам взять шефство над двумя-тремя сельскими и выезжать для организации помощи.
Составить график выездов, согласовать его с графиком районной библиотеки. Благодаря согласованности, единому графику командировок число посещений с оказанием методической помощи библиотекам возрастает. Конечно, методика этой работы не должна сводиться к полному выполнению обязанностей сельского библиотекаря, как, например, писание каталога, расстановка фонда и так далее. Необходимо направлять, показывать объяснять – в общем, учить сельского библиотекаря самостоятельному выполнению всего комплекса обязанностей.
Чтобы активно содействовать осуществлению планов определяющего года пятилетки, сельским библиотекарям нужно поддерживать тесные контакты с дирекциями совхозов, комсомольскими и профсоюзными организациями, с экономической службой и другими подразделениями хозяйства. Помощь производству, специалистам – одна из сторон участия библиотек в выполнении экономико-социального плана.
Велика роль библиотеки и в профессиональной ориентации учащихся. Формы работы в этом направлении тоже разнообразны: устраивать консультации специалистов, вечера встреч учащихся с руководителями хозяйства, на которых бы раскрывались перспективы развития совхоза, села.
Кроме того, библиотекари должны являться и помощниками пропагандистов в системе партийного образования. Чтение и обсуждение материалов из газет о внутренней жизни страны, района, о международных событиях непосредственно по месту жительства и на производственных участках способствуют вовлечению широких масс в систему политического образования. Таким образом, помощь производству и воспитание людей в духе коммунизма – два направления, и их надо развивать в едином комплексе.
Намеченные планы мы называем социальными, так как они раскрывают пути общественного развития: профессиональной ориентации и квалификации, воспитания социально активной личности, формирования молодого поколения в духе патриотизма.
Газета «К победе коммунизма» от 14 февраля 1974 года № 20 (4198)
«Сургутская трибуна» – старейшая газета нашего города, в этом году ей исполняется 90 лет: первый номер издания вышел в 1934 году. За эти годы газета сменила несколько названий: «Организатор», «Колхозник», «К победе коммунизма». Архивные номера редакция бережно хранит. На пожелтевших от времени страницах – жизнь города и людей, его населяющих: стройка и развитие, достижения и награды, бытовые проблемы и общественные дела. Мы продолжаем делиться с читателями информационной историей Сургута. Это возможность узнать, что было интересно и важно 30, 40, 50 лет назад, о чем писали наши старшие коллеги, что волновало сургутян в то время. Окунуться в реалии той эпохи, а может, даже провести параллель с современностью, увидеть связь времен и, возможно, даже узнать героев публикаций.
Ссылка на статью: https://stribuna.ru/articles/video-report/istoriyu_pishem_vmeste_selskaya_biblioteka/